Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетные права в Российской Федерации
2.1. Принципы построения бюджетной системы
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     

     Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.

     Несбалансированность  бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.

     Несбалансированность  бюджетов «по горизонтали» связана  с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения.

     Основной  инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

     Современную систему бюджетных взаимоотношений  в Федерации предопределила принятая в 1993 г. Конституция РФ. Все крупные национально - и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. Введение в юридический оборот термина "субъект Федерации" имело отнюдь не формальное значение, а означало приобретение всеми территориями, входящими в состав Российской Федерации, статуса государственно-правовых образований, т. е. перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание их суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции.

     Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

     Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

     - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     - разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

     - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     - равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов .во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. [15, с.95]

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов  и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

     Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам (межбюджетные трансферты), а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ораны местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

     Таким образом можно сказать, что межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты.

     Конечная  цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении  гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.  Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

      На  протяжении тысячелетий существования  государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным  органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества.  Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной системы – федерального, субъектов РФ и местного (муниципального).

      Рассмотрев  бюджетную систему и бюджетное  устройство, можно сделать некоторые  выводы.

      Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный  финансовый фонд – Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно–промышленного комплекса, развития перспективных направлений  в сфере производства.

      Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.

     В заключении можно сделать вывод, что положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ  регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1.  Конституция РФ
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  3. Налоговый Кодекс РФ
  4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 марта 2007г.// Финансы -2007-№3-стр.5-10.
  5. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14.
  6. Миляков Н.В.- 2-е изд., 2004.-стр.543.
  7. Нешитой А.С. Финансы. Учебник., 2008 – стр.512.
  8. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства, 2006г. – стр.165.
  9. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования., 2002.
  10. Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3.
  11. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.–2007.-стр.302.
  12. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. – стр. 703.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов /под. ред.Г.Б. Поляка –2007.-стр.302.
  14. Финансовые проблемы бюджета-2005 (по материалам конференции Гильдии финансистов)//Финансы. - 2005. - №10-стр.11-14.
  15. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. 2002. – стр.359.
  16. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№ 11-стр.10-13.

Информация о работе Бюджетное устройство