Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетные права в Российской Федерации
2.1. Принципы построения бюджетной системы
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
Заключение
Список литературы
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % , превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).
Внебюджетные фонды.
Государственный
внебюджетный фонд- форма образования
и расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Государственные
ВБФ предназначены для
Ранее
(до принятия Бюджетного кодекса Российской
Федерации) внебюджетные фонды не включались
в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным
элементом российской финансовой системы
(общегосударственные финансы). С принятием
БК РФ федеральные внебюджетные фонды
были включены в первый уровень бюджетной
системы, фонды субъектов Федерации - во
второй. В настоящее время принципы формирования,
расходования, управления внебюджетными
фондами регламентируются БК РФ; порядок
составления, утверждения бюджетов государственных
внебюджетных фондов, составления и утверждения
отчетов об их исполнении регулируется
нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных
фондов осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации.
Рис.3.
Государственные внебюджетные фонды.
Ранее
также функционировал Государственный
фонд занятости населения Российской
Федерации; сейчас часть его функций исполняет
Федеральная служба по труду и занятости
Российской Федерации
2. Бюджетные права в Российской Федерации
Содержание бюджетных прав Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.
Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.
Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве.
Бюджетно-правовой статус Российской Федерации составляет совокупность следующих бюджетных прав:
1.
Осуществлять законодательное
2.
Российская Федерация имеет
3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему
4.
Право разграничивать (распределять)
бюджетные доходы между
5. Право определять компетенцию субъектов Федерации и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров.
6.
Установление основ
7.
Регулирование бюджетов
8.
Право образовывать в
9.
Полномочия по организации
10. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.
Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях:
а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории России в целом;
б) в отношении федерального бюджета;
в) в отношении бюджетов субъектов Федерации;
г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы
страны.
Особенности бюджетных прав субъектов Российской Федерации
Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.
Конституция
РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения
РФ в области бюджета и предметы
ее совместного ведения с
Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции (ч. 4 ст. 5) являются равноправными.
Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:
а) с федеральными органами власти;
б) с другими субъектами Федерации;
в) с органами местного самоуправления.
Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность следующих прав:
1.
Законодательное регулирование
бюджетного устройства и
Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении них.
2.
Определение, исходя из
3.
Право каждого субъекта РФ
на самостоятельный бюджет —
республиканский, краевой,
Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта Федерации, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей ее населения.
В пределах имеющихся средств субъекты РФ вправе увеличивать нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов, охраны окружающей среды и другие цели.
Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение.
4.
Право объединять бюджетные
5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры.
6.
Право на получение
7.
Право распределения доходов
между бюджетами субъектов
Помимо этого, в компетенцию субъектов федерации входит ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений по установленным размерам от собственных (субъектов Федерации) налогов, других платежей. Из бюджетов субъектов Федерации по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвенции.
8.
Право образовывать в рамках
своего бюджета резервные и
целевые фонды, в том числе
Фонд финансовой поддержки