Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Бюджетное устройство РФ 5
1.1. Бюджетная система, бюджет – основа бюджетной системы 5
1.2. Принципы бюджетной системы 7
Глава 2. Федеральный бюджет РФ 10
2.1. Понятие бюджета 10
2.2. Федеральный бюджет РФ 13
2.3. Перспективы и задачи развития бюджетной системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

Osnovnaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средства массовой информации.

Для решения  всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Основные  доходы федерального бюджет. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на  прибыль организации по ставке, установленной для зачисления  указанного налога в федеральный  бюджет,

- налога на  добавленную стоимость;

- акцизов на  спирт этиловый из пищевого сырья;

- акцизов на  автомобильный бензин, прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

- акцизов на  автомобили легковые и мотоциклы;

- налога на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья;

- налога на  добычу полезных ископаемых (за  исключением полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  и общераспространенных полезных  ископаемых);

- сбора за  пользованием объектами водных  биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты);

- водного налога.

Основные  неналоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет включаются:

- доходы от  использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

- часть прибыли,  остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей  унитарных предприятий, созданных  РФ, - в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ;

- сборы за  выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);

- таможенные  пошлины и таможенные сборы;

- платежи за  пользование лесным фондом в  части минимальных ставок платы  за древесину, отпускаемую на  корню;

- плата за  пользование водными объектами;

- плата за  негативное воздействие на окружающую  среду.

В доходы федерального бюджета поступают:

- прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;

- доходы от  внешнеэкономической деятельности.

Кроме перечисленных  выше налоговых и неналоговых  доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГЗС), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др. [14, с. 91]

Понятие Консолидированный  бюджет было включено в Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР  от 10 октября 1991 г. представляющие собой  свод бюджетов соответствующей территории. [2]

Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. [10, с. 184]

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.

Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно- территориальных образований.

Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и при  анализе формирования и использования  централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.

Без расчета  показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные:

- налог на добавленную стоимость и акцизы,

- подоходный налог с физических лиц,

-  налог на имущество,

- налоги на внешнюю торговлю,

- внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности,

- средства бюджетных целевых фондов,

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть  сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:

- затраты на государственные инвестиции,

- расходы на социально- культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета,

- государственные дотации,

- расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- расходы на науку из бюджета

- расходы на оборону

- расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

- расходы по внешнеэкономической деятельности

- образование резервных фондов. [22, с. 92]

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в  целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов

Разработка  экономико-математических моделей  прогнозирования бюджетов также  основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства

Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Доходы консолидированного бюджета РФ в 2011 и состав показателей характеризуют данные приложения 1. В бюджетных доходах РФ наиболее весомыми доходами являются доходы от внешнеэкономической деятельности (более 41%). Главная причина превалирования в бюджете данных доходов - резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет внешнеэкономической деятельности.

В январе-августе 2012 г. темпы роста основных показателей российской внешней торговли существенно замедлились по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Внешнеторговый оборот, по оценке, увеличился на 4,1% (в 2011 году прирост составлял 34,3%), при этом экспорт вырос на 4,4% (31,9%), импорт - на 3,5% (38,4 процента). Сальдо внешнеторгового баланса сохранилось положительным и увеличилось на 5,9% относительно января-августа 2011 г. (22,6 процента).

Средняя цена за нефть  марки "Urals" составила на мировом  рынке в январе-августе 2012 г. 110,95 доллара США за баррель, что лишь на 1,6% выше среднего уровня сопоставимого периода 2011 года.

Предполагается, что к  концу 2012 года цена на нефть марки "Urals"  составит 109 долларов США за баррель. При этом ожидается замедление роста экспорта и усиление спроса на импорт. Стоимостные объемы экспорта в целом за 2012 год составят 534,2 млрд. долларов США, что на 2,3% больше, чем в прошлом году. Импорт товаров, по оценке, составит 342,7 млрд. долларов США, что на 5,8% превысит значение показателя в 2011 году. [15]

Бюджетные расходы РФ можно проследить по данным приложения 2.

Как видим, расходы  на вооруженные силы РФ, национальную безопасность и правоохранительная деятельность составляют более 25 %, социальную политику - более 28%.

В любом бюджете  доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Таким образом, нефтегазовые доходы и межбюджетные трансферты в, соответственно, доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации занимают первые строчки, что говорит об экстенсивной концепции экономического роста и нерентабельной деятельности регионов. При положительной динамике существует всё ещё чрезмерная зависимость регионов от дотаций из центра, в то время как федеральный бюджет напрямую зависит от цен и спроса на сырье. Данные факторы делают макроэкономическую ситуацию в стране малоконтролируемой и малопрогнозируемой.

 

 

 

2.3. Перспективы и задачи развития бюджетной системы РФ

 

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Главной целью является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. [23, с. 45]

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Бюджет 2012-2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения  и выполнение всех обязательств перед  гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной  политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

- создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

Информация о работе Бюджетное устройство РФ