Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Бюджетное устройство РФ 5
1.1. Бюджетная система, бюджет – основа бюджетной системы 5
1.2. Принципы бюджетной системы 7
Глава 2. Федеральный бюджет РФ 10
2.1. Понятие бюджета 10
2.2. Федеральный бюджет РФ 13
2.3. Перспективы и задачи развития бюджетной системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

Osnovnaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедура рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. [5, с. 32]

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Подводя итог, необходимо заметить, что сбалансированность бюджета  существует как таковая и рассматривается  сразу в трёх аспектах, или измерениях. Первое - это те принципы, которые  закладываются в формирование паритета между доходами и расходами, иначе говоря, это принципы и методы профицитности. Второе измерение - горизонтальное, отражающее функциональные связи субъектов федерации по поводу создания единого фонда финансовых средств и дальнейшего его перераспределения. И третье - вертикальное, свидетельствующее о наличии подчиненности субъектов центру и необходимого к исполнению, общего для всех по своей социально-экономической направленности, плана.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ         

                                                                       

2.1. Понятие бюджета

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производиться направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[1]

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время  бюджет правомерно рассматривать как  экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет - категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет  следующие функции:

- перераспределение  ВВП

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики  государства

- контроль за  образованием и использованием  централизованных фондов денежных средств.

Основная функция  бюджета - распределительная. Она проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты  разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства, а поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

  1. Образование доходов бюджета
  2. Использование бюджетных средств – расходы бюджета

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [7, с. 178]

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета  имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам  изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезналиченность.

Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемы на финансовое обеспечение задач и  функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. [16, с. 97]

Одновременно  с распределительной действует  контрольная функция бюджета, которая  предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства. [9, с. 95]

Бюджетное устройство бюджета и бюджетной системы  страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Главное звено финансовой системы  государства – бюджетная система. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [1]

Построение  бюджетной системы также зависит  от формы государственного и административного  устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно - территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов. Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания. [17, с. 88]

Федеративное (объединенное) государство- это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно- территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.[6, с. 34] Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, земель (лэндов) – в ФРГ, провинций - в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

Многообразие  свойственных бюджету функций делает его универсальным средством  регулирования макроэкономических процессов. Вариативность уровней, на которых создается бюджет, обуславливает наличие такого понятия, как бюджетная система - понятия, универсальность и объективность которого делает его применимым для государства любого типа и в любой момент времени.

 

2.2. Федеральный бюджет РФ

 

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей и  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст.17 Конституции РФ зафиксировано, что в ведение РФ находиться федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. [12, с. 31]

Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерского освоения новых территориально- производственных комплексов. [14, с. 83]

Информация о работе Бюджетное устройство РФ