Бюджетное планирование.Основы планирования бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4

1.1 БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ 4

1.2 БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ 6

1.3 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 8

ЧАСТЬ II. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Бюджетное планирование.Основы планирования бюджетных расходов.docx

— 83.82 Кб (Скачать)

     Определение ведомственной структуры в большей  степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между  подчиненными ему министерствами, ведомствами  и другими учреждениями, чтобы  наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство  может вносить изменения в  структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о  бюджете на очередной год.

     Составленный  прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством  финансов главным распорядителям средств  федерального бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

     Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

     Сведение  смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

     Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

     Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

     В структуре расходов государственного бюджета могут предусматриваться  так называемые защищенные статьи. Это статьи расходов, объем финансирования, по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан. Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

     В условиях федеративного государства  важное значение имеет распределение  расходов по уровням бюджетной системы. Исходным его пунктом является разграничение  предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в  Конституции. Так, в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • официальный статистический учет; а также некоторые другие виды расходов.

     Законом установлен перечень расходов, финансируемых  исключительно из региональных и  местных бюджетов, а также расходы, совместно финансируемые за счет бюджетов разных уровней.

ЧАСТЬ II. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ

     Согласно  исходным данным бюджет муниципального образования за отчетный период характеризуется  следующими показателями доходов и  расходов [табл. 2.1].

     Таблица 2.1 – исходные данные для расчета, млн. руб. 

Наименование  показателя Значение
1 2
ДОХОДЫ  
1. Налоговые доходы, всего 3 128,7
в том  числе:  
- налог  на доходы физических лиц 1 082,7
- налоги  на совокупный доход 1 195,8
- налоги  на имущество 394,1
- государственная  пошлина, сборы 456,1
2. Неналоговые доходы, всего 327,5
в том  числе:  
- доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности 197,1
- платежи  при пользовании природными ресурсами 58,8
- доходы  от продажи материальных и  нематериальных активов 40,1
- штрафы, санкции, возмещение ущерба 24,9
- прочие  неналоговые доходы 6,6
Итого доходов 3 456,2
3. Безвозмездные поступления,  всего 3 056,3
в том  числе:  
- дотации 589,3
- субвенции 1 345,6
- субсидии 803,5
- прочие  безвозмездные поступления 317,9
4. Доходы от предпринимательской  и иной приносящей  доход деятельности 42,0
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 554,5
5. Источники финансирования  дефицита бюджета,  всего 86,3
в том  числе:  
- бюджетные  кредиты, полученные от других  бюджетов системы РФ 50,3
- кредиты,  полученные в валюте РФ от  кредитных организаций 33,9
- продажа  земельных участков, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности 2,1
РАСХОДЫ  
1. Общегосударственные  вопросы 694,8
2. Национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность 305,7
3. Национальная  экономика 468,7
4. Жилищно-коммунальное  хозяйство 1 241,9
5. Образование 2 125,6
6. Культура, кинематография, средства массовой  информации 113,6
7. Здравоохранение  и спорт 724,3
8. Социальная  политика 966,2
ВСЕГО РАСХОДОВ 6 640,8
 

     По  данным предыдущего года произведем расчет доходной части бюджета на следующий год.

     Известно, что собственные доходы муниципального образования  принимаются в размере 43,2% общей суммы доходов бюджета, регулирующие – 56,8%.

     Таким образом, в общей сумме доходов  собственные доходы муниципального образования  составляют в отчетном году 2831,5 млн. руб., регулирующие – 3723 млн. руб.

     В следующем году планируется увеличить  налоговые доходы:

  1. по налогу на доходы физических лиц на 6,4% (1082,7 + 6,4% = 1152,0 млн. руб.);
  2. по налогам на совокупный доход на 10,3% (1195,8 + 10,3% = 1319,0 млн. руб.);
  3. по налогам на имущество на 12,2% (394,1 + 12,2% = 442,2 млн. руб.);
  4. по государственной пошлине, сборам на 7,7% (456,1 + 7,7% = 491,2 млн. руб.).

     В следующем году неналоговые доходы увеличатся и составят:

  1. от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 20,1% (197,1 + 20,1% = 236,7 млн. руб.);
  2. платежи при пользовании природными ресурсами на 36,7% (58,8 + 36,7% = 80,4 млн. руб.);
  3. доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 48,1% (40,1 + 48,1% = 59,4 млн. руб.).

     Штрафы, санкции, возмещение ущерба планируются в размерах предыдущего года – 24,9 млн. руб. Прочие неналоговые доходы уменьшатся на 1,2% (6,6 – 1,2% = 6,5 млн. руб.).

     Безвозмездные поступления увеличатся на 18,6% (3056,3 + 18,6% = 3624,8 млн. руб.).

     Доходы  от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности увеличатся на 19,2% (42,0 + 19,2% = 50,1 млн. руб.). 

     Состав  статей доходной и расходной части  бюджета, состав и структура источников финансирования дефицита бюджета принимаются  в соответствии с выбранным вариантом.

     Прирост доходов бюджета муниципального образования составит 932,6 млн. руб. (7487,1 млн. руб. – 6554,5 млн. руб.)

     На  диаграммах отобразим структуру  доходов бюджета муниципального образования в предшествующем и плановом (дефицитном) периодах.

Рис. 2.1 – структура доходов бюджета в отчетном году

Рис. 2.2 – структура доходов бюджета  в плановом году (первый вариант) 

     Рассчитаем  расходы на следующий год, если известно что:

     а) 932,6 х 63,3 % = или 590,3 млн. руб. общей суммы  прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах:

     ЖКХ - 20,2%  (1241,9 + 590,3*20,2% = 1361,1 млн. руб.);

     образование - 32,7% (2125,6 + 590,3*32,7% = 2318,6 млн. руб.);

     культура, кинематография, СМИ - 7,1% (113,6 + 590,3*7,1% = 155,5 млн. руб.);

     здравоохранение и спорт -  21,6% (724,3 + 590,3*21,6% = 851,8 млн. руб.);

     социальная  политика - 18,4% (966,2 + 590,3*18,4% = 1074,8 млн. руб.).

     б) 36,7 % или 342,3 млн. руб. общей суммы  прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей.

     Рассчитаем  прирост расходов на общегосударственные  вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность по формуле:  

                                 ∆Пi = Ci j – 1),     (1) 

     где,   ∆Пi – прирост расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в плановом периоде, руб.; 

             Ci – соответственно расходы на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в отчетном году, руб. ;

              Иj – индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

     Иj = 1,049

     а) прирост расходов на общегосударственные  вопросы:

     694,8 * (1,049 – 1) = 34,0 млн. руб. 

     Плановое  значение расходов на общегосударственные  вопросы – 728,8 млн. руб.

     б) прирост доходов на национальную безопасность и на правоохранительную деятельность:

     305,7 * (1,049 – 1) = 15,0 млн. руб. 

     Плановое  значение расходов на национальную безопасность и на правоохранительную деятельность – 320,7 млн. руб.

     Рассчитаем  сумму прироста, направленную на финансирование национальной экономики на следующий  год:

Информация о работе Бюджетное планирование.Основы планирования бюджетных расходов