Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:33, курсовая работа
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999—2001 гг., принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».
Пятое
направление — расширение коммерческих
принципов в использовании экономического
потенциала территорий муниципальных
образований, предусматривающих эффективное
использование земли, создание муниципальных
коммерческих структур, конкурсность
при предоставлении муниципального заказа
и т.д.
3.2. Формирование
и использование местного
Особенностью областного бюджета Тамбовской области является его дотационность. Структура доходов за 2005 — 2006 гг. изменилась незначительно, однако доходы в целом возросли на 1165,5533 млн. р., что составляет 14,85%.
За последние шесть лет (2000 — 2005 гг.) область вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели. За 2000 — 2005 гг. прирост валового регионального продукта составил 52% (ВВП по РФ — 47%), валовой продукции сельского хозяйства — 43% (по России — 25%). Инвестиции в основной капитал увеличились в три раза (по России — на 82%). Собственные доходы областного бюджета выросли в 7 раз (рис. 1).
Рост доли собственной доходной базы в структуре консолидированного бюджета области позволил Минфину РФ вывести Тамбовскую область с 2005 г. из разряда высокодотационных регионов.
1. Динамика доходов Тамбовского областного бюджета, %
1.1 Налоги на прибыль, доходы | 27,12 | 28,49 | + 1,37 |
1.2 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 14,55 | 12,21 | - 2,34 |
1.3 Налоги на совокупный доход | 1,28 | 1,44 | + 0,16 |
1.4 Налоги на имущество | 7,6 | 7,98 | + 0,38 |
1.5 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 0,0012 | 0,02 | + 0,0188 |
1.6 Государственная пошлина | 0,45 | 0,00052 | - 0,44948 |
1.7
Задолженность по отмененным
налогам, сборам и иным |
0,2 | - | - |
1.8
Доходы от использования |
1,47 | 1,14 | - 0,33 |
1.9
Платежи за пользование |
0,26 | 0,15 | - 0,11 |
1.10 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 0,0015 | 0,35 | + 0,3485 |
1.11
Административные платежи и |
0,069 | 0,057 | -0,012 |
1.12
Доходы от продажи |
- | 0,013 | - |
1.13 Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 0,16 | 0,22 | + 0,06 |
1.14 Прочие неналоговые доходы | 0,09 | - | - |
II. Безвозмездные поступления | 44,53 | 45,43 | + 0,09 |
III. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 2,22 | 2,5 | + 0,28 |
Всего доходов, % | 100 | 100 | 0 |
Всего доходов, млн. р. | 7848,9972 | 10014,5505 | 1165,5533 |
Анализ финансовой обеспеченности региона показал, что дотационность области является условной и в ее основе лежат в большей степени демографические причины, чем экономические.
Налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории области практически в полном объеме, обеспечивают финансирование расходов, предусмотренных бюджетом области. Отношение потоков финансовых средств «регион — центр» и «центр — регион» равно единице.
В то же время основная часть дефицита финансовых ресурсов региона приходится на государственные внебюджетные фонды, главным образом на Пенсионный фонд РФ.
В табл. 2 приведена динамика поступлений доходов в бюджет города Тамбова.
2. Динамика доходной части бюджета города Тамбова, %
Статьи | 2005 г. | 2006 г. | Изменение |
I. Доходы | 77,3 | 54,42 | - 22,88 |
1.1. Налоги на прибыль, доходы | 25,47 | 19,58 | -5,89 |
1.2. Налоги на совокупный доход | 14,17 | 9,1 | -5,07 |
1.3. Налоги на имущество | 10,4 | 9,23 | - 1,17 |
1.4. Государственная пошлина | 0,2 | 0,96 | + 0,76 |
1.5. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязател ьным платежам | 0,53 | 0,1 | - 0,43 |
1.6.
Платежи за пользование |
- | 0,21 | - |
1.7. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муници пальной собственности | 9,33 | 8,16 | - 1,17 |
1.8. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 0,016 | - | - |
1.9.
Доходы от продажи |
16,74 | 6,45 | - 10,29 |
1.10. Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 0,4 | 0,61 | + 0,21 |
1.11. Прочие неналоговые доходы | 0,04 | 0,02 | - 0,02 |
II. Безвозмездные поступления | 17,12 | 41,14 | + 24,02 |
III.
Доходы от предпринимательской
и иной приносящей доход |
5,58 | 4,44 | - 1,14 |
Всего доходов, % | 100 | 100 | 0 |
Всего доходов, млн. р. | 984,655 | 2249,0048 | 1264,3498 |
Анализируя данные табл. 2, необходимо отметить негативную тенденцию, несмотря на благоприятное развитие экономики Тамбовской области в целом. Так, доля доходов существенно сократилась (- 22,88%), а безвозмездные поступления соответственно увеличились (+ 24,02). Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности также имеют отрицательную тенденцию (- 1,14%).
3. Динамика расходов бюджета Тамбовской области, %
Статьи | 2005 г. | 2006 г. | Изменение |
1. Общегосударственные вопросы | 6,08 | 7,21 | + 1,13 |
2.
Национальная безопасность и
правоохранительная |
7,79 | 6,1 | -1,69 |
3. Национальная экономика | 12,15 | 10,55 | - 1,6 |
4. Жилищно-коммунальное хозяйство | 3,32 | 2,78 | -0,54 |
5. Охрана окружающей среды | 0,23 | 0,14 | - 0,09 |
6. Образование | 8,14 | 7,91 | -0,23 | ||
7. Культура, кинематография, средства массовой информации | 2,56 | 2,13 | - 0,43 | ||
8. Здравоохранение и спорт | 14,65 | 13,27 | -1,38 | ||
9. Социальная политика | 9,63 | 9,13 | -0,5 | ||
10. Межбюджетные трансферты | 35,45 | 40,78 | + 5,33 | ||
ИТОГО РАСХОДОВ, % | 100 | 100 | - | ||
ИТОГО РАСХОДОВ, млн. р. | 8059,8197 | 10 463,4424 | 2403,623 | ||
4. Динамика расходов бюджета г. Тамбова, % | |||||
Статьи | 2005 | 2006 | Изменение | ||
1. Общегосударственные вопросы | 7,14 | 6,6 | -0,54 | ||
2. Национальная экономика | 6,1 | 7,5 | + 1,4 | ||
3. Жилищно-коммунальное хозяйство | 39,44 | 20,07 | -19,37 | ||
4. Охрана окружающей среды | - | 0,08 | - | ||
5. Образование | 33,5 | 26,33 | -7,17 | ||
6. Культура, кинематография, средства массовой информации | 1,87 | 1,56 | - 0,31 | ||
7. Здравоохранение и спорт | 10,31 | 9,12 | - 1,19 | ||
8. Социальная политика | 1,64 | 28,74 | + 27,1 | ||
ИТОГО РАСХОДОВ, % | 100 | 100 | - | ||
ИТОГО РАСХОДОВ, млн. р. | 1376,1448 | 2386,3918 | 1010,247 |
Заключение
Итак, рассмотрев функции, структуру доходов и расходов местных бюджетов, стало очевидно, главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства.
Территориальные
бюджеты являются каналом для
проведения общегосударственных
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды. Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным.
Очевидно,
что роль местных финансов, в их
числе и местных бюджетов, усиливается,
а сфера их использования расширяется.
Поэтому было очень важно разобраться
их законодательной основе, досконально
рассмотреть структуру доходов и расходов.
Отследить процесс накопления и распределения
денежных средств для организации более
эффективной системы формирования и использования
местных бюджетов.
Список используемых источников
1. Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство “Юрайт”, 2007, 520 с.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 687с.
3. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2006 – 448с.