Бюджетная система Тамбовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.

В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999—2001 гг., принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.doc

— 262.50 Кб (Скачать)
p align="justify">Четвертое направление — усиление контроля за приоритетным, целевым и эффективным  использованием бюджетных ассигнований.

Пятое направление — расширение коммерческих принципов в использовании экономического потенциала территорий муниципальных образований, предусматривающих эффективное использование земли, создание муниципальных коммерческих структур, конкурсность при предоставлении муниципального заказа и т.д. 

3.2. Формирование  и использование местного бюджета  г. Тамбова

Особенностью  областного бюджета Тамбовской области  является его дотационность. Структура  доходов за 2005 — 2006 гг. изменилась незначительно, однако доходы в целом возросли на 1165,5533 млн. р., что составляет 14,85%.

За последние  шесть лет (2000 — 2005 гг.) область вышла  на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели. За 2000 — 2005 гг. прирост валового регионального продукта составил 52% (ВВП по РФ — 47%), валовой продукции сельского хозяйства — 43% (по России — 25%). Инвестиции в основной капитал увеличились в три раза (по России — на 82%). Собственные доходы областного бюджета выросли в 7 раз (рис. 1).

Рост  доли собственной доходной базы в структуре консолидированного бюджета области позволил Минфину РФ вывести Тамбовскую область с 2005 г. из разряда высокодотационных регионов.

1. Динамика доходов Тамбовского областного бюджета, %

1.1 Налоги на прибыль, доходы 27,12 28,49 + 1,37
1.2 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 14,55 12,21 - 2,34
1.3 Налоги на совокупный доход 1,28 1,44 + 0,16
1.4 Налоги на имущество 7,6 7,98 + 0,38
1.5 Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами 0,0012 0,02 + 0,0188
 
1.6 Государственная пошлина 0,45 0,00052 - 0,44948
1.7 Задолженность по отмененным  налогам, сборам и иным обязательным  платежам 0,2 - -
1.8 Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности 1,47 1,14 - 0,33
1.9 Платежи за пользование природными  ресурсами 0,26 0,15 - 0,11
1.10 Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат  государства 0,0015 0,35 + 0,3485
1.11 Административные платежи и сборы 0,069 0,057 -0,012
1.12 Доходы от продажи материальных  и нематериальных активов - 0,013 -
1.13 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,16 0,22 + 0,06
1.14 Прочие неналоговые доходы 0,09 - -
II. Безвозмездные поступления 44,53 45,43 + 0,09
III. Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности 2,22 2,5 + 0,28
Всего доходов, % 100 100 0
Всего доходов, млн. р. 7848,9972 10014,5505 1165,5533

Анализ  финансовой обеспеченности региона  показал, что дотационность области  является условной и в ее основе лежат в большей степени демографические причины, чем экономические.

Налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории области практически  в полном объеме, обеспечивают финансирование расходов, предусмотренных бюджетом области. Отношение потоков финансовых средств «регион — центр» и «центр — регион» равно единице.

В то же время основная часть дефицита финансовых ресурсов региона приходится на государственные  внебюджетные фонды, главным образом  на Пенсионный фонд РФ.

В табл. 2 приведена динамика поступлений  доходов в бюджет города Тамбова.

2. Динамика  доходной части бюджета города  Тамбова, %

Статьи 2005 г. 2006 г. Изменение
I. Доходы 77,3 54,42 - 22,88
1.1. Налоги на прибыль, доходы 25,47 19,58 -5,89
1.2. Налоги на совокупный доход 14,17 9,1 -5,07
1.3. Налоги на имущество 10,4 9,23 - 1,17
1.4. Государственная пошлина 0,2 0,96 + 0,76
1.5. Задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам  и иным обязател ьным платежам 0,53 0,1 - 0,43
1.6. Платежи за пользование природными  ресурсами - 0,21 -
1.7. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муници пальной собственности 9,33 8,16 - 1,17
1.8. Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат  государства 0,016 - -
1.9. Доходы от продажи материальных  и нематериальных активов 16,74 6,45 - 10,29
1.10. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,4 0,61 + 0,21
1.11. Прочие неналоговые доходы 0,04 0,02 - 0,02
II. Безвозмездные поступления 17,12 41,14 + 24,02
III. Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности 5,58 4,44 - 1,14
Всего доходов, % 100 100 0
Всего доходов, млн. р. 984,655 2249,0048 1264,3498
 

Анализируя  данные табл. 2, необходимо отметить негативную тенденцию, несмотря на благоприятное  развитие экономики Тамбовской области  в целом. Так, доля доходов существенно сократилась (- 22,88%), а безвозмездные поступления соответственно увеличились (+ 24,02). Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности также имеют отрицательную тенденцию (- 1,14%).

3. Динамика  расходов бюджета Тамбовской  области, %

Статьи 2005 г. 2006 г. Изменение
1. Общегосударственные вопросы 6,08 7,21 + 1,13
2. Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность 7,79 6,1 -1,69
3. Национальная экономика 12,15 10,55 - 1,6
4. Жилищно-коммунальное хозяйство 3,32 2,78 -0,54
5. Охрана окружающей среды 0,23 0,14 - 0,09
 
6. Образование 8,14 7,91 -0,23
7. Культура, кинематография, средства  массовой информации 2,56 2,13 - 0,43
8. Здравоохранение и спорт 14,65 13,27 -1,38
9. Социальная политика 9,63 9,13 -0,5
10. Межбюджетные трансферты 35,45 40,78 + 5,33
ИТОГО РАСХОДОВ, % 100 100 -
ИТОГО РАСХОДОВ, млн. р. 8059,8197 10 463,4424 2403,623
4. Динамика расходов бюджета г.  Тамбова, %
Статьи 2005 2006 Изменение
1. Общегосударственные вопросы 7,14 6,6 -0,54
2. Национальная экономика 6,1 7,5 + 1,4
3. Жилищно-коммунальное хозяйство 39,44 20,07 -19,37
4. Охрана окружающей среды - 0,08 -
5. Образование 33,5 26,33 -7,17
6. Культура, кинематография, средства  массовой информации 1,87 1,56 - 0,31
7. Здравоохранение и спорт 10,31 9,12 - 1,19
8. Социальная политика 1,64 28,74 + 27,1
ИТОГО РАСХОДОВ, % 100 100 -
ИТОГО РАСХОДОВ, млн. р. 1376,1448 2386,3918 1010,247
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, рассмотрев функции, структуру доходов и  расходов местных бюджетов, стало  очевидно, главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства.

Территориальные бюджеты являются каналом для  проведения общегосударственных экономических  и социальных задач, через них  распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.

Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды. Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным.

Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться  их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов. Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов. 

       Список  используемых источников

1. Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство “Юрайт”, 2007, 520 с.

2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 687с.

3. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2006 – 448с.

Информация о работе Бюджетная система Тамбовской области