Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:33, курсовая работа
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999—2001 гг., принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».
Введение
Переход
от административно-командных
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999—2001 гг., принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».
В настоящее
время отрабатывается законодательный
механизм перераспределения компетенции
между федеральным и
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.
В понятие
«межбюджетные отношение» входит не
только получение финансовой помощи,
но и законодательное распределение
доходов и расходов на долговременной
основе между звеньями бюджетной системы.
Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать
на качественное улучшение механизма
бюджетного регулирования, достижения
реальной самостоятельности местных бюджетов.
Для того, чтобы принцип самостоятельности
местных бюджетов не носил чисто формального
характера, помимо законодательного разграничения
доходных и расходных функций между бюджетами
различных уровней, необходимо заинтересовать
органы местного самоуправления в получении
дополнительной помощи из вышестоящих
бюджетов. Дополнительная помощь может
выделяться в зависимости от выполнения
административно-
-собственные доходы;
-кассовый план (инкассация торговой выручки);
-товарооборот предприятий торговли и общественного питания;
-закупка мяса, молока, зерна;
-объем промышленного производства;
-платные услуги;
-объем строительно-монтажных работ и др.
При этом перед органами местного самоуправления возникает масса вопросов: как собрать налоги (получение которых зависит от выполнения плана товарооборота, финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать закупки продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность за финансирование системы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других мероприятий.
Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.
Учитывая
важность местных бюджетов в жизни
регионов РФ рассмотрим подробнее их
законодательную базу, структуру
и принципы формирования, роль органов
местного самоуправления в формировании
и использовании этих средств.
1. Общая
характеристика бюджетной
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется: (1) Бюджетным кодексом Российской Федерации; это базовый законодательный акт; (2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; (3) указами Президента Российской Федерации; (4) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; (5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Федеральный
(государственный) бюджет есть форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенная для
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый
субъект Российской Федерации и
соответствующие местные органы
власти на основе федерального законодательства
самостоятельно устанавливают свою
бюджетную систему, исходя из государственного
и административно-
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют |консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированные
бюджеты используются для расчетов
минимальных социальных и финансовых
норм и нормативов, необходимых при бюджетном
планировании и при анализе эффективности
распределения и использования бюджетных
средств. Показатели консолидированных
бюджетов являются также основанием для
предоставления субвенций из федерального
бюджета.
1.1 Принципы бюджетной системы РФ
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:
(а) право
законодательных (
(б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
(в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
(г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов;
(д) право
использования доходов,
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает: (а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; (б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей. Любые действия, приводящие к нарушению
адресности предусмотренных бюджетом
средств, являются нарушением бюджетного
законодательства РФ.
1.2 Бюджетная классификация
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.