Бюджетная система страны, принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система страны,принципа ее построения..docx

— 333.15 Кб (Скачать)
 

      Основное  требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств,  сохранение долгосрочной сбалансированности доходов  и расходов, формирование бюджетных  расходов, исходя из приоритетов и  планируемых результатов государственной  политики.

      Основные  параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.

     В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

    Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2012-2014 годах обусловлено более  низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара  США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного  сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста  ВВП.

    Увеличение  не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

    В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.

Как указано  в Бюджетном послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных  с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных  и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в  том числе исходя из:

    - безусловного исполнения законодательно  установленных обязательств по  выплате социальных пособий и  компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

    - обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

    - индексации в 2012 году фондов  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников, федеральных  государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих  и приравненных к ним лиц,  и выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

    - обеспечения реализации программ  модернизации здравоохранения и  образования;

    - обеспечения закупки новых видов  вооружения, совершенствования боевой  подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

    - обеспечения реформы денежного  довольствия военнослужащих и  сотрудников правоохранительных  органов;

    - обеспечения с 2012 года полиции  за счет средств федерального  бюджета;

    - поддержке инновационного и инвестиционного  развития.

    Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета  обеспечивает исполнение действующих  и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной  политики расходных обязательств.

Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов, млрд. рублей

 
  2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году
ВСЕГО 11 019,4 12 656,4 113,8 13 730,6 108,5 14 582,9 106,2
Условно утвержденные       343,3   833,6  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 019,4 12 656,4 113,8 13 387,3 105,8 13 749,4 102,7
в том  числе:              
Общегосударственные вопросы  847,9 832,9 98,2 831,0 99,8 814,2 98,0
Национальная  оборона 1 521,9 1 853,3 121,8 2 329,4 125,7 2 737,4 117,5
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 245,5 1 822,0 146,3 1 981,2 108,7 2 072,5 104,6
Национальная  экономика  1 926,9 1 797,2 93,3 1 720,5 95,7 1 653,0 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 274,3 136,0 49,6 104,3 76,7 73,8 70,8
Охрана  окружающей среды 17,7 21,7 122,7 22,6 104,2 23,6 104,7
Образование 551,9 603,5 109,3 558,9 92,6 499,5 89,4
Культура, кинематография 85,8 86,2 100,5 84,6 98,1 82,7 97,8
Здравоохранение 470,1 551,1 117,2 503,3 91,3 461,8 91,8
Социальная  политика 3 205,5 3 895,9 121,5 4 155,3 106,7 4 163,6 100,2
Физическая  культура и спорт 43,2 40,8 94,5 40,3 98,7 27,7 68,8
Средства  массовой информации 61,3 73,5 119,8 70,6 96,0 65,5 92,8
Обслуживание  государственного и муниципального долга 350,7 388,4 145,7 482,3 124,2 579,2 120,1
Межбюджетные  трансферты общего характера 602,7 553,9 91,9 503,0 90,8 494,7 98,3
 

     Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

     Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.

    Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета

    в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 
  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы  в реальном выражении,  в %% к 2008 году 100,0 72,7 75,6 95,1 95,0 97,2 102,6
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 116,5 125,1 128,6 130,1
Расходы в реальном выражении (без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году 100,0 117,3 113,7 117,1 123,3 126,6 131,1
 

     Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы

Показатели  ненефтегазового баланса в 2011-2014 годах, млрд. р.

Показатель 2011 год 

(оценка)

2012 год 2013 год 2014 год
закон

№357-ФЗ

проект закон

№357-ФЗ

проект проект
Нефтегазовые  доходы, млрд. рублей 5 579,3 4 390,0 5 574,9 4 653,2 5 645,8 6 127,2
в том числе:            
Нефтегазовые  доходы в условиях действующего законодательства 5 579,3 4 390,0 5 416,6 4 653,2 5 475,2 5 936,2
Дополнительная  фискальная нагрузка на газовую отрасль - - 158,3 - 170,6 191,0
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей -5 385,3 - 6 124,5 -6 451,4 -6 448,9 -6 670,6 -6 618,3
в % к ВВП -10,1 -10,9 -11,0 -10,4 -10,3 -9,1
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей 925,7 - 512,3 - 570,9 957,3
Цена  на нефть, долл. США за баррель 108,0 78,0 100,0 79,0 97,0 101,0
Цена  на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель 108,0 113,0 117,2 110,0 113,5 107,2

      4. Повышение эффективности  бюджетных расходов

     В 2010 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.

     Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.

     Именно это предусматривается в рамках ключевого блока Программы повышения эффективности бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.

     Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.

     В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

   Ключевые  блоки государственных программ

 

     Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.

    Бюджетные ассигнования по направлению «Новое качество жизни», млрд. рублей

 

    5. Внебюджетные фонды

    Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

    - выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

    - формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей

    Специальные внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств.

    В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

    С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

    Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти — центральных, региональных и местных.

    Ведущая роль принадлежит государственным  социальным внебюджетным фондам:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации;
  • Фонду социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
  • Государственному фонду занятости населения Российской Федерации;

    Одновременно  с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

    - дорожные (федеральный и территориальные) фонды;

- воспроизводства минерально-сырьевой базы (федеральный и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.

    В состав бюджета они включатся  отдельными разделами, т.е. в виде целевых  бюджетных фондов.

Информация о работе Бюджетная система страны, принципы ее построения