Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые.
Основное
требование к бюджетной политике
– гарантированное исполнение принятых
расходных обязательств, сохранение
долгосрочной сбалансированности доходов
и расходов, формирование бюджетных
расходов, исходя из приоритетов и
планируемых результатов
Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение
прогнозируемого поступления
Увеличение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
-
безусловного исполнения
-
обеспечения
-
индексации в 2012 году фондов
оплаты труда работников
-
обеспечения реализации
-
обеспечения закупки новых
-
обеспечения реформы денежного
довольствия военнослужащих и
сотрудников
- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
-
поддержке инновационного и
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
ВСЕГО | 11 019,4 | 12 656,4 | 113,8 | 13 730,6 | 108,5 | 14 582,9 | 106,2 |
Условно утвержденные | 343,3 | 833,6 | |||||
ВСЕГО
(без учета условно |
11 019,4 | 12 656,4 | 113,8 | 13 387,3 | 105,8 | 13 749,4 | 102,7 |
в том числе: | |||||||
Общегосударственные вопросы | 847,9 | 832,9 | 98,2 | 831,0 | 99,8 | 814,2 | 98,0 |
Национальная оборона | 1 521,9 | 1 853,3 | 121,8 | 2 329,4 | 125,7 | 2 737,4 | 117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 245,5 | 1 822,0 | 146,3 | 1 981,2 | 108,7 | 2 072,5 | 104,6 |
Национальная экономика | 1 926,9 | 1 797,2 | 93,3 | 1 720,5 | 95,7 | 1 653,0 | 96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 274,3 | 136,0 | 49,6 | 104,3 | 76,7 | 73,8 | 70,8 |
Охрана окружающей среды | 17,7 | 21,7 | 122,7 | 22,6 | 104,2 | 23,6 | 104,7 |
Образование | 551,9 | 603,5 | 109,3 | 558,9 | 92,6 | 499,5 | 89,4 |
Культура, кинематография | 85,8 | 86,2 | 100,5 | 84,6 | 98,1 | 82,7 | 97,8 |
Здравоохранение | 470,1 | 551,1 | 117,2 | 503,3 | 91,3 | 461,8 | 91,8 |
Социальная политика | 3 205,5 | 3 895,9 | 121,5 | 4 155,3 | 106,7 | 4 163,6 | 100,2 |
Физическая культура и спорт | 43,2 | 40,8 | 94,5 | 40,3 | 98,7 | 27,7 | 68,8 |
Средства массовой информации | 61,3 | 73,5 | 119,8 | 70,6 | 96,0 | 65,5 | 92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 350,7 | 388,4 | 145,7 | 482,3 | 124,2 | 579,2 | 120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 602,7 | 553,9 | 91,9 | 503,0 | 90,8 | 494,7 | 98,3 |
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %%
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году | 100,0 | 72,7 | 75,6 | 95,1 | 95,0 | 97,2 | 102,6 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году | 100,0 | 117,3 | 112,9 | 116,5 | 125,1 | 128,6 | 130,1 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году | 100,0 | 117,3 | 113,7 | 117,1 | 123,3 | 126,6 | 131,1 |
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы
Показатели ненефтегазового баланса в 2011-2014 годах, млрд. р.
Показатель | 2011 год
(оценка) |
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
закон
№357-ФЗ |
проект | закон
№357-ФЗ |
проект | проект | ||
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей | 5 579,3 | 4 390,0 | 5 574,9 | 4 653,2 | 5 645,8 | 6 127,2 |
в том числе: | ||||||
Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства | 5 579,3 | 4 390,0 | 5 416,6 | 4 653,2 | 5 475,2 | 5 936,2 |
Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль | - | - | 158,3 | - | 170,6 | 191,0 |
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей | -5 385,3 | - 6 124,5 | -6 451,4 | -6 448,9 | -6 670,6 | -6 618,3 |
в % к ВВП | -10,1 | -10,9 | -11,0 | -10,4 | -10,3 | -9,1 |
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей | 925,7 | - | 512,3 | - | 570,9 | 957,3 |
Цена на нефть, долл. США за баррель | 108,0 | 78,0 | 100,0 | 79,0 | 97,0 | 101,0 |
Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель | 108,0 | 113,0 | 117,2 | 110,0 | 113,5 | 107,2 |
В 2010 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.
Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.
Именно это предусматривается в рамках ключевого блока Программы повышения эффективности бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.
Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.
В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Ключевые блоки государственных программ
Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.
Бюджетные ассигнования по направлению «Новое качество жизни», млрд. рублей
5. Внебюджетные фонды
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Внебюджетные фонды образуются двумя путями:
- выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
Организация
функционирования внебюджетных фондов
находится в ведении
Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:
Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:
- дорожные (федеральный и территориальные) фонды;
- воспроизводства минерально-сырьевой базы (федеральный и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.
В состав бюджета они включатся отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.
Информация о работе Бюджетная система страны, принципы ее построения