Бюджетная система страны, принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система страны,принципа ее построения..docx

— 333.15 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  и профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»

 

Факультет ОЗОИПСОП

 
 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Финансы и кредиты»

 

Тема: Бюджетная система страны, принципы ее построения.

 
 
 

студент Горячева Мария Сергеевна

группа 060802(080502) зачетная книжка № 2007127д

 

преподаватель Пикалкина Марина Геннадьевна

 
 
 
 
 
 

Москва 2012г.

Бюджетная система страны, принципы ее построения.

 

1. Государственный  бюджет в экономике  и обществе.

    В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые. Еще в 18 в. Адам Смит определил следующие функции правительств: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных    для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства.

     Для эффективного и стабильного финансирования общественных нужд государству необходимо строго контролировать объем собираемых доходов, а также расход собранные средства. Получаемые государством доходы, как правило, ограничены, а рост общественных потребностей увеличивает расходы. В связи с этим возникает необходимость систематизации, учета и контроля доходов и расходов государства. То есть возникает необходимость применения законодательно утвержденного финансового плана государства. Таким финансовым планом является государственный бюджет.

     Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. С позиции экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Понятие государственного бюджета имеет и правовой  аспект. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

     Требования, предъявляемые к бюджету - универсальность, публичность, специализация.

  • Универсальность - бюджет должен отражать состояние государственного финансового хозяйства, в бюджет должны входить все доходы и расходы государства, без изъятий и ограничений, без смещения и уменьшения одной суммы за счет другой;
  • Публичность - бюджет должен быть составлен таким образом, чтобы каждый гражданин конкретной страны мог ясно понимать его язык, цифры, логику построения, обоснованность налоговых изъятий и финансирования расходов;
  • Специализация - бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи, после утверждения законодательной властью, исполнительная власть уже не должно переводить суммы из статьи расходов в другую.

     Бюджетная система государства это совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

     Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

     Государственный бюджет является сложным механизмом. Он тесно связан с вопросами экономики, финансов, политики и права. Подобная многогранность бюджета во многом объясняет трудности эффективного формирования доходов и рационального финансирования расходов бюджета.

     В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства

Япония, Швейцария, Франция это государства с  унитарной бюджетной системой, а  США, Канада, Россия с федеральной  бюджетной системой.

     Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

  • единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);
  • самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);
  • полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);
  • сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);
  • гласности (ст. 36 БК РФ);
  • достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);
  • адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

2. Основы бюджетного  устройства России

   Специалисты считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати.

С XIII в. начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог “ордынский выход”.

     С образованием Русского централизованного государства в ХУ веке в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.

     В XV в. в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском  государстве в ХV в.

     В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов взималась стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности. С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др.. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

     Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

    В настоящее время в России решение общественных задач и нужд осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном (субъекты Федерации), местном.

  • Федеральный – финансирование и решение макро задач и проблем всего государства, национальная оборона, обустройство и охрана государственных границ, фундаментальные научные исследования;
  • Региональный - финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Местный - содержание органов, местного самоуправления, спорт, культура.

     Помимо понятия федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие "консолидированный бюджет". Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

     В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированные бюджеты законом не является. Основная их функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. Например, показатели консолидированного бюджета страны изучают для того, чтобы оценить значимость для государства общественного сектора и степень его воздействия на экономику. К числу важнейших показателей относятся объем доходов и расходов консолидированного государственного бюджета в абсолютном выражении и доля в ВВП (валовой внутренний продукт) страны.

     Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

     Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

     Основной источник пополнения  бюджета – это налоги, граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

     Для решения этой стратегической задачи Правительством Российской Федерации с начала 2000-х годов были последовательно утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы).

     В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

 

3. Реализация бюджетного  процесса в России

    В основу формирования и реализации бюджетной  политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

      Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения.  Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита  граждан, нуждающихся в государственной помощи.  

 

      Основные  параметры  федерального  бюджета

 
 
Показатель
2010 (отчет) 2011 (оценка) 2012 (проект) 2013 (проект) 2014 (проект)
Млрд. руб.
Доходы, всего  8 305,4 11 211,3 11 779,9 12 705,9 14 091,8
    В том числе:
         
       нефтегазовые 3 830,7 5 579,3 5 574,9 5 645,8 6 127,2
       ненефтегазовые 4 474,7 5 632,0 6 205,0 7 060,1 7 964,6
Расходы, всего 10 117,5 11 019,4 12 656,4 13 730,6 14 582,9
    В том числе:
         
Обслуживание  государственного долга 280,3 266,6 388,4 482,3 579,2
Условно утвержденные расходы - - - 343,3 833,6
Дефицит -1 812,1 192,0 -876,6 -1 024,7 -491,1
% к ВВП
Доходы, всего  18,5 21,0 20,1 19,6 19,4
    В том числе
         
нефтегазовые 8,5 10,5 9,5 8,7 8,4
ненефтегазовые 10,0 10,6 10,6 10,9 11,0
Расходы, всего 22,5 20,7 21,6 21,2 20,1
    В том числе
         
Обслуживание  государственного долга 0,4 0,5 0,7 0,7 0,8
Условно утвержденные расходы - - - 0,5 1,1
Дефицит -4,0 0,4 -1,5 -1,6 -0,7

Информация о работе Бюджетная система страны, принципы ее построения