Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего
и профессионального
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ОЗОИПСОП
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансы и кредиты»
Тема: Бюджетная система страны, принципы ее построения.
студент Горячева Мария Сергеевна
группа 060802(080502) зачетная книжка № 2007127д
преподаватель Пикалкина Марина Геннадьевна
Москва 2012г.
Бюджетная система страны, принципы ее построения.
1. Государственный бюджет в экономике и обществе.
В любой стране, не зависимо от политического строя и экономической ситуации, существует общественные нужды, обеспечение этих нужд в большей степени задача государства. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов. В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые. Еще в 18 в. Адам Смит определил следующие функции правительств: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства.
Для эффективного и стабильного финансирования общественных нужд государству необходимо строго контролировать объем собираемых доходов, а также расход собранные средства. Получаемые государством доходы, как правило, ограничены, а рост общественных потребностей увеличивает расходы. В связи с этим возникает необходимость систематизации, учета и контроля доходов и расходов государства. То есть возникает необходимость применения законодательно утвержденного финансового плана государства. Таким финансовым планом является государственный бюджет.
Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. С позиции экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Понятие государственного бюджета имеет и правовой аспект. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
Требования, предъявляемые к бюджету - универсальность, публичность, специализация.
Бюджетная система государства это совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).
Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
Государственный бюджет является сложным механизмом. Он тесно связан с вопросами экономики, финансов, политики и права. Подобная многогранность бюджета во многом объясняет трудности эффективного формирования доходов и рационального финансирования расходов бюджета.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства
Япония, Швейцария, Франция это государства с унитарной бюджетной системой, а США, Канада, Россия с федеральной бюджетной системой.
Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:
2. Основы бюджетного устройства России
Специалисты считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати.
С XIII в. начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог “ордынский выход”.
С образованием Русского централизованного государства в ХУ веке в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.
В XV в. в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве в ХV в.
В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов взималась стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности. С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др.. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.
Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.
В настоящее время в России решение общественных задач и нужд осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном (субъекты Федерации), местном.
Помимо понятия федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие "консолидированный бюджет". Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.
В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированные бюджеты законом не является. Основная их функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. Например, показатели консолидированного бюджета страны изучают для того, чтобы оценить значимость для государства общественного сектора и степень его воздействия на экономику. К числу важнейших показателей относятся объем доходов и расходов консолидированного государственного бюджета в абсолютном выражении и доля в ВВП (валовой внутренний продукт) страны.
Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.
Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.
Основной источник пополнения бюджета – это налоги, граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
Для решения этой стратегической задачи Правительством Российской Федерации с начала 2000-х годов были последовательно утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы).
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
3. Реализация бюджетного процесса в России
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основные параметры федерального бюджета
Показатель |
2010 (отчет) | 2011 (оценка) | 2012 (проект) | 2013 (проект) | 2014 (проект) |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего | 8 305,4 | 11 211,3 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 |
|
|||||
нефтегазовые | 3 830,7 | 5 579,3 | 5 574,9 | 5 645,8 | 6 127,2 |
ненефтегазовые | 4 474,7 | 5 632,0 | 6 205,0 | 7 060,1 | 7 964,6 |
Расходы, всего | 10 117,5 | 11 019,4 | 12 656,4 | 13 730,6 | 14 582,9 |
|
|||||
Обслуживание государственного долга | 280,3 | 266,6 | 388,4 | 482,3 | 579,2 |
Условно утвержденные расходы | - | - | - | 343,3 | 833,6 |
Дефицит | -1 812,1 | 192,0 | -876,6 | -1 024,7 | -491,1 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего | 18,5 | 21,0 | 20,1 | 19,6 | 19,4 |
|
|||||
нефтегазовые | 8,5 | 10,5 | 9,5 | 8,7 | 8,4 |
ненефтегазовые | 10,0 | 10,6 | 10,6 | 10,9 | 11,0 |
Расходы, всего | 22,5 | 20,7 | 21,6 | 21,2 | 20,1 |
|
|||||
Обслуживание государственного долга | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
Условно утвержденные расходы | - | - | - | 0,5 | 1,1 |
Дефицит | -4,0 | 0,4 | -1,5 | -1,6 | -0,7 |
Информация о работе Бюджетная система страны, принципы ее построения