Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 09:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения, бюджетную классификацию Российской Федерации. Выделить федеральный бюджет Российской Федерации, как ведущее звено бюджетной системы. Выявить основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотреть главные показатели бюджетной системы страны, обеспечить прозрачность бюджетной системы, найти решение стратегических задач. Разработать перспективы развития бюджетной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Бюджетная система Российской Федерации………………………………...3
1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федерации……………..…….3
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации………………..4
1.3 Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………..6
2.Построения бюджет системы Российской Федерации…………………….21
2.1 Принципы построения бюджет ………………………………………..…..21
2.2. Анализ исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году…….……28
3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………32
3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации….…32
3.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации…35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………….42
Приложение…………………………………………………………………....…45

Работа содержит 1 файл

Курсовик Финансы.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     2. Следует отметить направленность  проводимой Минфином в 2008 г.  налоговой политики на сокращение зависимости налоговых доходов бюджетной системы от мировых цен на нефть. В частности, полемика Минфина и МЭРа летом 2008 г. по поводу снижения ставки одного из двух налогов – НДС или налога на прибыль – завершилась в пользу Минфина: с 2009 г. ставка налога на прибыль снижена до 20%. В современных условиях с учетом сложившейся тенденции к снижению структурной компоненты доходов бюджетной системы (т.е. компоненты, не зависящей от мировых цен на нефть) необходимо, по меньшей мере, сохранить качество администрирования базы и ставок налогов, в меньшей мере непосредственно зависящих от мировых цен на нефть (налог на добавленную стоимость, акцизы).

     3. Высокие нефтегазовые доходы 2008 г. позволили создать существенный  финансовый резерв в виде профицита  бюджета, что сделало возможным  не только в полном объеме  выполнить взятые государством  расходные обязательства, но и  обеспечить пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В конечном итоге объем накопленных средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния на начало 2009 г. составлял в рублевом эквиваленте 9,7% и 6,2% ВВП соответственно.

     4. Расходы бюджета расширенного правительства, хотя и снизились в долях ВВП (на 0,4 п.п. до 33,7% ВВП), но все же в значительно меньшей степени, чем доходы. Это привело к существенному сокращению профицита на 1,3 п.п. до 4,8% ВВП. По-прежнему неудовлетворительной можно назвать ситуацию с кассовым исполнение расходных обязательств в течение финансового года. И хотя по сравнению с 2007 г. наметились незначительные сдвиги в положительную сторону по данному параметру (по итогам первого полугодия кассовое исполнение увеличилось с 33,2% в 2007 г. до 38,7% в 2008 г.), тенденция к росту расходов в конце года остается неизменной.

     5. Негативный внешнеэкономический  фон и сокращение объемов поступлений  от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной

     бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объемов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Сравнительный анализ функциональной структуры расходов расширенного правительства в странах ОЭСР и РФ позволяет отметить, что резервы сокращения следует искать по таким разделам, как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (в России расходы по финансирование ЖКХ в среднем в два раза выше, чем в странах ОЭСР), «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Безусловно, в условиях объективного ухудшения криминогенной ситуации в стране урезать расходы на обеспечение национальной безопасности и правопорядка следует крайне взвешенно и осторожно, компенсируя их сокращение повышением эффективности использования оставшихся бюджетных средств. В то же время при накладываемых кризисом бюджетных ограничениях серьезная оптимизация военных расходов с последующей трансформацией полученной экономии в финансирование экономики выглядит полностью оправданной.

     6. Несмотря на целесообразность проведения более сдержанной бюджетной политики, внесенные в Правительство РФ поправки в закон о бюджете на 2009 г. предполагают, напротив, расширение расходных обязательств как способа финансирования антикризисных мер. По сравнению с действующей редакцией закона о федеральном бюджете на 2009 г. прогнозируемый объем доходов снизится с 10,93 трлн. руб. (21,23% ВВП) до 6,71 трлн. руб. (16,6% ВВП). Более 60% этого снижения связано с сокращением поступлений от НДПИ и экспортных таможенных пошлин, формирующих нефтегазовые доходы бюджета. Помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Антикризисный характер бюджета проявляется в перераспределении расходов (предложено сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд. руб.) в пользу финансирования приоритетных направлений антикризисной программы, одобренной Правительством РФ: порядка 1,61 трлн. руб. планируется направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения.

     Данные  меры не являются неожиданными, их реализация в той или иной мере осуществлялась на протяжении предыдущих лет. Другое дело, что в сложившихся условиях им стало уделяться приоритетное внимание, в результате чего была предпринята попытка комплексного решения существующих проблем в данных направлениях.

     Однако  эти меры несколько запоздали  и не носят превентивный характер, так как спад производства и снижение предпринимательской активности уже  начались. Переломить начавшуюся тенденцию даже посредством дополнительных вливаний государственных средств едва ли удастся, тем более что нет гарантий их эффективного использования, однако смягчить падение вполне реально.

     В конечном итоге общий объем расходов возрос по сравнению с ранее утвержденным объемом на 667,3 млрд. руб. и запланирован в размере 9,69 трлн. руб. (24% ВВП). Впервые в 2000-х годах зафиксирован дефицит федерального бюджета, которые должен составить 2,98 трлн. руб. (7,4% ВВП). В связи с тем, что финансирование дефицита будет осуществляться посредством использования средств Резервного фонда, инфляционное давление на рубль от увеличения расходов едва ли будет значительным, так как вливания дополнительных средств будет происходить на фоне кризиса спроса, когда стоимость денег существенно возрастает. Уже сейчас по ряду товарных групп наблюдает снижение или стабилизация розничных и промышленных цен, а потому равномерное осваивание дополнительных бюджетных средств не должно иметь выраженный инфляционный эффект.

     7. Обращает на себя внимание и отказ Правительства от практики составления трехлетнего бюджета. Безусловно, при существующей неопределенности нельзя добиться высокого качество трехлетнего бюджетного планирования. Однако следует осознавать, что возврат к однолетнему бюджету является шагом назад на пути развития стратегического планирования, так как ухудшает общественное понимание проводимой Правительством РФ долгосрочной бюджетно-налоговой политики, не позволяет перейти к среднесрочным государственным контрактам, не формирует основ для повышения прозрачности финансового обеспечения государственных инвестиционных расходов.

 

     Заключение 

     Бюджетная система Российской Федерацииоснованная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней – федерального, регионального и местного.

     Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются: единство бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, полнота отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств, прозрачности, подведомственности расходов, единства кассы.

     Федеральный бюджет, принятый российским Парламентом, ориентирован на повышение уровня и качества жизни населения, на высокие темпы устойчивого экономического роста. Решение этих стратегических задач невыполнимо без финансовой стабильности, т. е. поддержания низкой инфляции и стабильности национальной валюты, а также без дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, устранения излишних административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности, обеспечения экономической свободы и условий равной конкуренции для представителей всех форм собственности.

     Наиболее важной задачей бюджетной системы в данной курсовой работе является удвоение ВВП. Для прекращения роста внутренних цен и обеспечения условий для их существенного снижения по сравнению с мировыми (это и есть нечто иное, как борьба с инфляцией) возможно и необходимо: предельно отрегулировать состав затрат, относимых па себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (это элемент так называемого налогового администрирования); провести ревизию цен монополистов, включая цены на электро- и теплоэлектроэнергию; обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

     Финансовая  политика государства в социальной сфере требует постоянного совершенствования. Она направлена на разработку наиболее эффективных приемов финансирования и инвестирования организаций социальной сферы, а также стимулирования производственных, коммерческих предприятий, банков, страховых компаний, общественных организаций, частных лиц, финансирующих социальную сферу.

       Для усиления стабильности бюджетной  системы следует в первую очередь  обеспечить стабильность налоговой  системы и бюджетных процедур, предсказуемость структуры бюджетных расходов, а также возможность поддержания устойчивости финансового положения всех уровней государственной власти — от федерального правительства до муниципалитета — как фактора снижения экономических и политических рисков.

     Для обеспечения прозрачности бюджетной системы, на наш взгляд, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. Все уровни власти должны использовать обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять реальную возможность участия в конкурсах всем производителям соответствующих товаров и услуг.

 

    Список использованных литературы 

1. Бюджетная  система России: Учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям / Под ред. Г. Б.  Поляка – 2-е издание - М.: Юнити – Дана, 2007г. – с. 22-25, 77-85.

2. Варулин С.В., Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная  политика в российской Федерации: Учеб. пособие – 2-е издание - М.: КНОРУС, 2006г. – с. 71-73.

3. Врублевская  О. В., Романовский М. В. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник – 3-е издание - М.: Юрайт – Издательство, 2004г. – с. 752-758.

4. Годин А.М., Горегляд В.П., Подкорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 4-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и Ко», 2007г. – с. 19-35, 98-130, 386-418.

5. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Поляка Г. Б. – 2-е издание – М.: ЮНИТИ – Дана, 2007г. – с. 63-65.

6. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 4-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и Ко», 2006г. – с. 36-44, 79-95.

7. Коваленко  А. Ю. Финансы в схемах и таблицах с комментариями: Учеб. Пособие. – М.: ЭКСМО, 2006г. – с. 81-98. 

Журналы 

1. Бюджет 2008г. – бюджет развития // Финансы - 2008г. – № 10 – с. 30-32.

2. Кудрин А. А. О проекте федерального бюджета на 2007г. // финансы -2006г - № 11- с. 3-6.

3. Проект бюджета 2006г. // Финансы - 2005г.- № 9 с. 79.

4. Проценко А. Он не боится заглядывать в будущее // Экономика и жизнь – 2006г. - № 35 – с. 1-3.

5. Сегодня в бюджете – завтра в газете (бюджет 2007г. и финансовый план до 2009г) // Экономика и жизнь - 2006г. - № 25 – с. 5.

6. Смирнов Е.Е. Бюджет 2007г. и его налоговая составляющая // Аудитор – 2006г. - № 12 – с. 3-8.

7. Федеральный бюджет на 2007г. // Бух. учет в бюджетных и некоммерческих организациях – 2006г. - № 18 – с. 2. 

      Интернет  источники 

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ www.nalog.ru
  2. Официальный сайт Федерального казначейства РФ www.roskazna.ru
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                     Приложение

     Таблица 1 - динамика поступлений доходов в федеральный бюджет за 2008 год в сравнении с 2007 годом.

     млн. рублей

  Уточненный  прогноз

на год

Фактическое поступление % исполнения
2007 год
ФНС России 3 670 966,7 3 747 625,6 102,1
ФТС России 3 186 575,5 3 253 849,3 102,1
Росимущество 62 511,0 82 162,4 131,4
Другие  администраторы 523 870,2 697 482,5 133,1
ИТОГО 7 443 923,4 7 781 119,8 104,5
2008 год
ФНС России 4 012 794,1 4 078 747,2 101,6
ФТС России 4 611 754,7 4 694 554,1 101,8
Росимущество 59 045,9 79 250,1 134,2
Другие  администраторы 282 140,9 421 557,8 149,4
ИТОГО 8 965 735,6 9 274 109,2 103,4

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации