Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Целью работы является изучение структуры и основных принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, как основного звена финансовой системы государства, рассмотрение ее организационно-правовых основ.

Содержание

Введение
1.Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построени1.Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построения
2.Структура бюджетной системы 2.Структура бюджетной системы РФ
3.Организационно-правовые основы бюджетной системы 3.Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПКЗ по гос. и мун финансам.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Наличие бюджета создает  возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в  связи с таким государственным  устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди  основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Таким образом, в бюджетной  системе концентрируется часть  национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические  и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными  органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило - решений, таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

3. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ

Бюджетные отношения  в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.   Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.       Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.  Субъектами бюджетных правоотношений являются:     - государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);  - представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;           - организации – получатели бюджетных средств.

К бюджетным правоотношениям  относятся:      - отношения, возникающие между субъектами правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осущесвления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.           Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.         Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:            - нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;       - финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.   Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения. В Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие бюджетное законодательство РФ. Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ, который является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения, и принятые в соответствии с ним:   - федеральные законы о федеральном бюджете;     - законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;    - нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах; 

- иные федеральные  законы, законы субъектов РФ, нормативные  правовые акты представительных  органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;      - нормы международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современной бюджетная  система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана  достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и  другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время  необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования  любого государства, является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации: Принята 12.12.19993 г. Система «Консультант плюс»;
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г.        № 145 – ФЗ. Система «Консультант плюс»;
    3. ФЗ от 13.12.2010 №357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Система «Консультант плюс»;
    4. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.;
    5. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.;
    6. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. – 486 с.;
    7. Государственные и муниципальные финансы : практикум / авт.-сост. Т. Г. Скурихина ; СибАГС.— Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009.— 152 с.;
    8. Государственные и муниципальные финансы: учеб.пособие для дистанц. Обучения/ Т.Г. Скурихина; СибАГС.- Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008.-239 с.;
    9. Государственные и муниципальные финансы: Хрестоматия для дистанционного обучения / Сост. В.Н.Папело, О.Д.Мельникова, С.Н.Мартынов.— Новосибирск: СибАГС, 2002.— 152 с
    10. Папело В.Н., Мельникова О.Д., Мартынов С.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.- Новосибирск: СибАГС, 2002.-340 с.;
    11. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – www.minfin.ru.;
    12. Сайт, посвященный бюджету РФ. - www.budgetrf.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Построение бюджетной системы  Российской Федерации

 

 


 





Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации