Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Целью работы является изучение структуры и основных принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, как основного звена финансовой системы государства, рассмотрение ее организационно-правовых основ.

Содержание

Введение
1.Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построени1.Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построения
2.Структура бюджетной системы 2.Структура бюджетной системы РФ
3.Организационно-правовые основы бюджетной системы 3.Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПКЗ по гос. и мун финансам.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Государственные и муниципальные  финансы

(дисциплина)

 

Реферат на тему: «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

4

1.

Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построения

 

6

2.

Структура бюджетной  системы РФ

11

3.

Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ

14

 

Заключение

17

 

Список использованной литературы

18

 

Приложение

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной  частью пути выхода из кризиса явилось  принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью работы является изучение структуры  и основных принципов  построения бюджетной системы Российской Федерации, как основного звена  финансовой системы государства, рассмотрение ее организационно-правовых основ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построения

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2.]

Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность  бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов

государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:

• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• иметь собственные источники доходов бюджетов;

• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;

• самостоятельно определять направления расходования бюджетных  средств;

• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

• получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.

Принцип самостоятельности  предполагает также недопустимость изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать  расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств  бюджетов двух и более уровней  бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. [4. с. 34]

4. Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. [4. с. 35]

5. Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей учитываются  по доходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

6. Принцип сбалансированности  бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

8. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов означает, что

все расходы бюджета  должны покрываться обшей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. [4. с. 36.]

9. Принцип прозрачности (открытости) означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11.  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

предполагает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования. [4. с.37]

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных  средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств  возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства  РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. [2.]

13. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. [2.]

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура бюджетной  системы РФ

На бюджетное устройство страны оказывает серьезное влияние  государственное устройство.

В России, при федеративном устройстве, структура бюджетной  системы включает три уровня (приложение 1):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

-  бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, принято толковать расширено. Они включают в себя, помимо непосредственно государственного бюджета, также бюджеты государственных внебюджетных фондов. В юридическом смысле бюджет представляет собой финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации