Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:16, реферат
Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства и позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
В условиях рыночной экономики бюджетная система является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Введение………………………………………………………………………....4
1. Бюджетная система РФ: понятие и основные принципы построения …...5
2. Структура бюджетной системы РФ…………………………………………8
3. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ………...…..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы …………………………………………15
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2)
обеспечении соответствующих
3)
обеспечении вертикального и
горизонтального выравнивания
4)
наличии единых для каждого
звена бюджетной системы
5)
самостоятельности и
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. [3]
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
В
основе процесса распределения расходов
и доходов между звеньями бюджетной системы
заложен принцип равенства бюджетов субъектов
РФ во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом и местных бюджетов с региональными
бюджетами, который предполагает использование
единой методики расчета нормативов финансовых
затрат на предоставление государственных
и муниципальных услуг, нормативов расчета
финансовой помощи территориальным бюджетам,
а также единый порядок уплаты федеральных
и региональных налогов.
3. Организационно-правовые
основы бюджетной
системы РФ
Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В состав России входит значительное число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Если нормативные акты, принятые субъектами Российской Федерации, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.
Главным источником финансового и бюджетного права является Конституция Российской Федерации (1993 г.), включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:
федеральные законы РФ;
правовые
акты представительных и исполнительных
органов государственной
правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.
Наибольшее внимание Конституция РФ уделяет бюджетной деятельности государства, что объясняется значительной ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.
Согласно ст. 10 Конституции России, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсирования международных договоров Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) является бюджетным законодательством, которое регулирует ряд бюджетный отношений.
Таким образом, к источникам
бюджетного права относятся Конституция
Российской Федерации, Бюджетный кодекс
Российской Федерации и другие нормативные
правовые акты, издаваемые Президентом
РФ, органами исполнительной власти РФ,
местного самоуправления, регулирующие
бюджетные правоотношения в пределах
наделенной их компетенции.
Заключение
Бюджетная
система Российской Федерации —
это сложный, взаимосвязанный механизм,
являющийся составной частью финансовой
системы РФ, основывающийся на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, представляющий
собой совокупность: федерального бюджета;
бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов;
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, регулируемую законодательством
Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Бюджетная система Российской Федерации: методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельной работы для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения специальности 08010565 «Финансы и кредит» / сост. И. В. Карпухин. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Б98 проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
4. Государственные и муниципальные финансы: практикум / авт.-сост. Т. Г. Скурихина ; СибАГС.— Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009.
5. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов - Петрозаводск, 2003.
6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007.
7. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. Издательство: «Эксмо», 2008 г.
8. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие – Улан-Удэ, 2004.
9. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 190н.
10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система РФ» для специальности 080105 «Финансы и кредит» / С.С. Кириллова. – Мичуринск-наукоград: Изд-во МичГАУ, 2005.
11. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145 – ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
12. http://президент.рф/