Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа
Поэтому целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны бюджета, и затем изучение фактической ситуации в России. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение инструментов бюджетной политики, их применения в теории и анализ фактических данных для России, изучение бюджетного процесса в России, изучение теории исполнения бюджетов. А так же сравнение основных направлений бюджетной политики с направлениями бюджетной политики предыдущих периодов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………5
1.1 Бюджет: уровни, классификации, принципы…….……………….5
1.2 Бюджетный процесс в РФ…………………………………………..6
1.3 Исполнение бюджета……………………………………………….8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ….10
2.1 Бюджетная политика: основные понятия………………………...10
2.2 Сбалансированность бюджетов………………………………….11
2.3 Расходы государства………………………………………………12
2.4 Доходы государства……………………………………………….14
2.5 Мультипликатор государственных расходов……………………17
2.6 Бюджетная политика в ходе экономического цикла…………….18
2.7 Встроенные стабилизаторы……..………………………………...19
2.8 Проблемы времени и политические проблемы….………………20
2.9 Бюджетная политика в открытой экономике…………………….21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009–2011 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
Также хотелось бы сказать о механизме, называемом в западной экономической литературе эффектом Оливера-Танци, или «танзи-эффектом»9. Его суть состоит в том, что правительство не в состоянии собирать налоги мгновенно. Между моментом осуществления экономической деятельности, облагаемой налогом, и моментом выплаты налога всегда имеется временной лаг. Это положение не зависит от характера налога (на прибыль, налог на добавленную стоимость, на доход). В результате правительство вынуждено оплачивать свои текущие расходы по текущим ценам, хотя эти расходы финансируются за счет налогов, сформированных на основе цен предыдущего периода.
Если темп инфляции не превышает нескольких процентов в год, то вполне реальна компенсация этого эффекта и поддержание сбалансированного бюджета с помощью небольшого изменения налоговых ставок. Если же темп инфляции исчисляется десятками или сотнями процентов в год, подобная компенсация невозможна, ибо дальнейшее повышение налоговых ставок не увеличивает ее, а наоборот, уменьшает.
Мультипликатор
государственных расходов – это
коэффициент, выражающий соотношение
между приростом ЧНП и
ΔЧНП ,
Где ΔЧНП – прирост ЧНП, ΔG – увеличение государственных расходов, MPC – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к накоплению. Так как MPC + MPS = 1, то, очевидно, что 1 – MPC = MPS величина меньшая единицы. Это означает, что прирост государственных расходов на единицу даст прирост ЧНП более чем на единицу. Таким образом, изменение величины государственных расходов, как один из инструментов бюджетной политики, имеет достаточно сильный эффект. И если прибавить к этому тот факт, что оно непосредственно влияет на совокупный спрос, то становится понятно, почему экономисты считают его одним из самых быстродействующих и эффективных.
Фундаментальная
цель бюджетной политики состоит
в том, чтобы ликвидировать
И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.
При
наличии бюджетного профицита его
дефляционное влияние зависит от
того, как он будет ликвидироваться.
Возможно погашение задолженности
государства, но, выкупая свои долговые
обязательства, правительство передает
свои избыточные налоговые поступления
обратно на денежный рынок, вызывая
падение ставки процента и стимулируя
инвестиции и потребление. С другой
стороны, правительство может просто
изъять избыточные суммы. Это означает,
что правительство
Встроенный
стабилизатор – это любая мера,
которая имеет тенденцию
$
Т
Дефицит
ЧНП’ ЧНП0
ЧНП” ЧНП, S
Рисунок 5. Встроенная стабильность.10
По
мере того как экономика продвигается
к более высокому уровню ЧНП, налоговые
поступления возрастают автоматически
и формируют тенденцию к
Но
существует целый ряд проблем, влияющих
на осуществление бюджетной
Сущность эффекта вытеснения состоит в следующем: стимулирующая бюджетная политика в тенденции ведет к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя свой стимулирующий эффект. То есть, если экономика находится в состоянии спада, и правительство в качестве одной из мер бюджетной политики увеличивает государственные расходы. После этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Это вызывает рост спроса на деньги и, следовательно, увеличивает процентные ставки за кредит. В этом случае некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены.
Если
учесть, что экономика страны представляет
собой часть широкой мировой
экономики, то теория бюджетной политики
начнет усложняться. К примеру, на практике
имеет место эффект чистого экспорта.
Он действует через международную
торговлю и подрывает эффективность
фискальной политики. Рассмотрим ситуацию,
когда государство проводит стимулирующую
бюджетную политику, которая приносит
в экономику более высокие
ставки процента за кредит. Такие ставки
процента привлекут финансовый капитал
из-за рубежа, где ставки процента предположительно
остаются на прежнем уровне. Но прежде
чем купить ценные бумаги некоторой
страны, инвесторы должны получить
в свое распоряжение валюту данной
страны. Это приводит к росту спроса
на валюту данной страны, а, следовательно,
и к росту ее цены. Рост цены данной
валюты приведет к снижению чистого экспорта,
т.е. к росту импорта и снижению экспорта
в данной стране. Таким образом, стимулирующая
бюджетная политика отчасти будет нейтрализована.
И наоборот, сдерживающая бюджетная политика
имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009–2011 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.
Внешние
факторы оказывают серьёзное
воздействие на российскую экономику.
Это обусловлено и тем
При
таких условиях необходимо повышение
устойчивости национальной экономики
на основе совершенствования её структуры,
внедрения инноваций, осуществления
модернизации в сфере оказания социальных
услуг, улучшения транспортной, энергетической
и финансовой инфраструктуры, формирования
благоприятной среды для
В
этих целях бюджетная политика должна
формироваться с должной
Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.
Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.
Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.
Обеспечение
сбалансированности пенсионной системы
является одной из наиболее серьёзных
проблем экономической
Для
повышения эффективности и
Первое. Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.