Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение ...........................................................................................

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ........................................................


Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................

1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ......................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации..........................................................


2.1.Федеральный бюджет Российской Федерации ...........

2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .............

2.3.Местные бюджеты ........................................................

2.4.Внебюджетные фонды ..................................................

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения. ....................................
Заключение .......................................................................................
Список литературы ..........................................................................

Работа содержит 1 файл

бюджет.doc

— 301.00 Кб (Скачать)
lign="center">    Размер  финансовой помощи (дотации, субвенции) бюджетам субъектов межбюджетных  отношений Новосибирской области, не обеспеченным собственными финансовыми  ресурсами в 2002 году (выдержка).

    Тыс.руб. 

Наименование  субъектов межбюджетных отношений Финансовая  помощь

на 2002 год

В т.ч.
дотация субвенция
Баганский район 80 917,5 71 876,0 9 041,5
Венгеровский  район 95 615,6 89 946,1 5 669,5
Здвинский район 99 031,3 92 109,8 6 921,5
Колыванский район 92 285,1 81 976,1 10 409,0
Коченевский район 52 387,1 40 181,5 12 205,6
Купинский район 113 380,1 106 556,6 6 823,5
Р.п.Коченево 7 586,8 1 984,8 5 602,0
Г.Берск 290 590,5 272 135,5 18 455,0
Г.Обь 7 302,7 2 271,7 5 031,0
............      
Итого по районам 3 279 139,6 2 984 364,6 294 775,0
По  г.Новосибирску 967 219,0 967 219,0 0,0
Итого 4 246 358,6 3 951 583,6 294 775,0
       
 
 

    Из  всего вышесказанного следует: финансирование местных бюджетов производится за счет перераспределения бюджетных доходов  между уровнями бюджетной системы, а не путем разграничения между уровнями самих доходов. На местах должны приниматься адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей.  Для того, чтобы стимулировать такую работу, объемы финансирования из республиканского  бюджета должны быть пропорциональны объему сбора доходов на уровне каждого района и города.

1.3.4. Внебюджетные фонды 

    Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование,  охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

    Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

    БК  РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
 

Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном  бюджете - на 2002 год это:

  • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

    Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды  передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

1.5. Межбюджетные отношения  - современная ситуация, проблемы и пути  их решения 

    Российская  модель бюджетного федерализма опирается  на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону.

    Переход от индивидуального согласования объемов  финансовой помощи регионам к единым правилам ее определения и распределения позволили заменить большую часть дотаций, ранее утверждаемых в абсолютных суммах, трансфертами, исчисляемыми на основе утверждаемых процентных долей субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР). Эти доли определяются по единой для всех регионов формуле, а фактические трансферты перечисляются субъектам РФ исходя из фактически поступивших средств в ФФПР образуемый в составе федерального бюджета по утверждаемому ежегодно проценту отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет.

    В составе бюджета с 1998 г. выделен  раздел «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Общий объем расходов на эти цели составляет в 2002г-45,6 млрд. руб., из них 39,2 млрд. руб. - ФФПР. Формирование финансовой базы взаимоотношений РФ и субъектов РФ строится по двум каналам: через отчисления от федеральных налогов и прямыми расчетами.

    Наряду  с указанными факторами большое  влияние на обострение противоречий между центром и регионами  оказывает практика принятия федеральных законов, влекущих увеличение расходов или снижение доходов бюджетов субъектов Федерации без определения источников финансирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         

    Заключение  

   Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества .

   Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

   Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.1998.
  2. ФЗ от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»
  3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
  6. ФЗ от 27.12.2000  №  150—ФЗ « О Федеральном бюджете на 2001 год»
  7. ФЗ № 126 от 25.09.1997г «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
  8. Российская газета   от 11 апреля 2002  № 65  / Предварительная оценка исполнения объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета за 1 квартал 2002 года./ Главное управление федерального казначейства.
  9. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
  10. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
  11. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.
  12. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 1997, № 11.
  13. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы ее построения