Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Введение ...........................................................................................
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ........................................................
Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................
1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ......................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации..........................................................
2.1.Федеральный бюджет Российской Федерации ...........
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .............
2.3.Местные бюджеты ........................................................
2.4.Внебюджетные фонды ..................................................
3. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения. ....................................
Заключение .......................................................................................
Список литературы ..........................................................................
В первом квартале в полном объеме выделены средства на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих – 66.5 млрд.рублей; пенсий и пособий военнослужащим и работникам правоохранительных органов - 11.1 млрд.рублей.
В разделе
«Финансовая помощь бюджетам других уровней»
дотации на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации составили на 1 квартал
- 40.5 млрд.рублей, субвенции на компенсацию
тарифов на электроэнергию территориям
Дальнего востока и Архангельской области
– 0,9 млрд.рублей, государственная
поддержка завоза продукции на Север
– 17,9 млрд.рублей.
1.3.2. Бюджеты
субъектов Российской
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено что в бюджеты субъектов РФ в 2002 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Новосибирской области «Закон об областном бюджете Новосибирской области» утверждается на сессии Областного совета народных депутатов.. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Бюджет Новосибирской области на 2001 год был утвержден :
по расходам в сумме - 8 138 190,6 тыс.рублей;
по доходам в сумме - 8 050 507,7 тыс.рублей.
Был установлен предельный размер дефицита – 87 682,9 тыс.рублей, что составило 1,5 % к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет Новосибирской области на 2002 год утвержден:
по расходам в сумме - 13 149 801,5 тыс.рублей;
по доходам в сумме - 13 066 250,3 тыс.рублей.
Предельный размер дефицита областного бюджета на 2002 год в размере 83 551,2 тыс.рублей, что составляет 0,964% к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Доходы бюджета НСО на 2002 г. (выдержка):
(в тыс. руб.)
Виды доходов | Сумма |
Налоговые
доходы, всего
в том числе: Налог на прибыль Акцизы Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы Налог с продаж Налоги на совокупный доход Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами |
5 654 804,0 3 677 234,0 518 243,8 2 278 879,0 46 435,5 967 367,8 417 430,0 297 823,0 527 842,0 184537,2 |
Неналоговые доходы, всего | 585 588,5 |
Доходы
целевых бюджетных фондов, всего
в том числе: дорожный фонд экологические фонды Безвозмездные перечисления т.ч от бюджетов других уровней : дотации субвенции . Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ИТОГО ДОХОДЫ |
2 162 200,0 2 096 900,0 65 300,0 6 240 392,5 3 283 439,9 1 091 542,0 268 867,9 13 066 250,3 |
Таблица №8
Основные расходы бюджета НСО на 2002 г.( выдержка):
Тыс.руб.
Виды расходов | Сумма |
Государственное управление и местное самоуправление | 442 900,0 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 502 522,7 |
Сельское хозяйство | 413 560,1 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 13 000,0 |
Транспорт , дорожное хозяйство, связь | 171 405,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 107 437,0 |
Приемка и ввод жилого фонда и объектов социально-культурной сферы | 171 000,0 |
Образование | 446 037,1 |
Культура и искусство | 315 761,0 |
Здравоохранение | 1 468 374,3 |
Средства массовой информации | 34 063,9 |
Социальная политика | 931 116,9 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 4 246 358,6 |
Обслуживание государственного долга | 331 269,5 |
Фундаментальные
исследования |
25 000,0 |
Целевые бюджетные фонды | 2 635 387,0 |
Промышленность, энергетика, строительство | 680 213,2 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов | 40 798,2 |
Прочие расходы | 397 949,8 |
ИТОГО РАСХОДЫ |
13 149 801,5 |
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований .
Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2002 году (выдержка)
Тыс.руб.
Наименование субъектов РФ | Суммы финансовой помощи из федерального фонда поддержки субъектов РФ | |||
всего | Из них: | |||
Дотации | субсидии | субвенции | ||
Республика Бурятия | 4 894 769,0 | 4 604 357,0 | 290 412,0 | |
Республика Саха (Якутия) | 8 003 226,0 | 4 278 019,0 | 3 675 207,0 | 50 000,0 |
Республика Тыва | 3 103 619,0 | 2 904 571,0 | 199 048,0 | |
Приморский край | 5 633 966,0 | 5 138 921,0 | 35 045,0 | 460 000,0 |
Магаданская область | 2 416 173,0 | 1 291 028,1 | 1 075 145,0 | 50 000,0 |
Новосибирская область | 2 742 171,0 | 2 742 171,0 | ||
Омская область | 2 342 521,0 | 2 342 521,0 | ||
Ростовская область | 4 589 247,0 | 4 589 247,0 | ||
Саратовская область | 1 596 781,0 | 1 596 781,0 | ||
Сахалинская область | 1 526 292,0 | 1 067 905,0 | 233 387,0 | 225 000,0 |
Читинская область | 4 552 546,0 | 4 431 026,0 | 121 520,0 | |
Пензенская область | 2 977 197,0 | 2 977 197,0 | ||
Эвенкийский автономный округ | 557 899 ,0 | 290 420,0 | 267 479,0 | |
.............................. |
||||
итого | 147 490 966,0 | 135 927 966,0 | 8 963 000,0 | 2 600 000,0 |
1.3.3. Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 52 % всех расходов на социальную политику, 47 % - на здравоохранение и физкультуру, 48 % - на культуру и искусство, 60 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 57 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят ФЗ № 126 от 25.09.1997г «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно В настоящее время БК РФ - ст. 15 -закрепил за местными бюджетами следующие налоги:
В качестве иллюстрации
Таблица № 10
Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы ее построения