Бюджетная политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика является формой регулирования со стороны государства развития национальной экономики. Её направления зависят от экономического состояния страны и решаемых задач. Финансовая политика осуществляется с помощью финансовой системы, воспроизводящей все процессы по распределению общественного продукта и национального дохода. Ведущее звено финансовой системы – государственный (федеральный) бюджет.

Содержание

Введение 3
1. Направление и достижения современной бюджетной политики 6
2. Перспектива действий по устранению слабых сторон бюджетной политики 12
Заключение 17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная (бюджетная политика современной России).docx

— 48.58 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный  университет

Заочный факультет

Кафедра «Государственное управление и социология региона»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

На тему: «Бюджетная политика современной России»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2011

Содержание:

 

Введение                                                                                                                        3

1. Направление и достижения современной бюджетной политики                       6

2. Перспектива действий по устранению слабых сторон бюджетной политики   12

Заключение                                                                                                                    17

Список литературы                                                                                                     19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая политика является формой регулирования со стороны  государства развития национальной экономики. Её направления зависят  от экономического состояния страны и решаемых задач. Финансовая политика осуществляется с помощью финансовой системы, воспроизводящей все процессы по распределению общественного  продукта и национального дохода. Ведущее звено финансовой системы  – государственный  (федеральный) бюджет.

Государственный бюджет —  это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом  Российской Федерации. По завершении финансового  года полномочные представители  исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Основная часть государственных  доходов и расходов проходит через  государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства  и местных властей. В зависимости  от административно-территориального устройства той или иной страны бюджеты  соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.1

Основу бюджетной политики в современных условиях составляют стратегические направления экономической  и социальной политики государства; именно они определяют размеры и  пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования  бюджетных средств в интересах  решения главных экономических  и социальных задач. В условиях рынка  бюджетная политика - главный рычаг  определения основных направлений  экономического воздействия государства  на общественное производство. Для  обеспечения эффективности бюджетной  политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к  ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и  бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Бюджетная система в  целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Актуальность исследования. С начала 90-х годов XX века в России активно развиваются федеративные отношения, в том числе и в  бюджетной сфере. Этот период характеризуется  серьезными проблемами финансово-экономического характера, которые в значительной степени были обусловлены слабой организационно-правовой базой регулирования  бюджетных отношений. Попытки формирования бюджетной системы федеративного  типа предпринимались без необходимой  для такого перехода подготовительной работы, в частности, в области  права. Проблемы регламентации всех элементов бюджетного устройства также не получили полного решения. Разработанные ранее концепции реформирования бюджетных отношений были направлены на совершенствование межбюджетных отношений.

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, ее состояния на сегодняшний день, а также практики функционирования бюджетного механизма.

Задачи курсовой работы - провести анализ бюджетной политики, а также рассмотреть стратегические ориентиры развития бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Направление  и достижения современной бюджетной  политики

 

Основу системы государственного регулирования социально - экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. Для организации бесперебойного кругооборота фонда денежных средств необходима централизация финансовых ресурсов. Эту функцию в обществе выполняет государство, с появлением которого связано существование и развитие бюджета. Бюджет — это система денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта на конкретном этапе развития государства.

Главной целью бюджетной  политики России является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка  жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Внесены изменения в  налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление  инноваций, расширена поддержка  исследований и разработок, ведется  плановая работа по созданию инновационного центра "Сколково", а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Средний размер пенсий за 2010 год вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов.2 В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

В период с 2009 по 2010 год  были обеспечены жильем более 120 тысяч  ветеранов Великой Отечественной  войны. В 2011 году получат новое жилье  еще около 40 тысяч ветеранов, которые  встали на учет до 1 января 2011 г.

В 2010 году была принята  и начала реализовываться Программа  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны  отраслевые (ведомственные) планы повышения  эффективности бюджетных расходов.

Началась работа по комплексному реформированию системы государственных  и муниципальных закупок, которая  должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия  для необоснованного завышения  цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных  и муниципальных нужд, начал функционировать  общероссийский официальный сайт, существенно  повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся  изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

Начался переход на программный  принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации  утверждены перечень государственных  программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг, внедрения  государственных и муниципальных  заданий, расширения самостоятельности  и ответственности учреждений за их выполнение.

Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных  правовых актов, необходимых для  исполнения федерального бюджета.

В 2010 году впервые отчет  об исполнении федерального бюджета  был утвержден Федеральным Собранием  Российской Федерации до внесения проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, что  повысило качество его подготовки и  рассмотрения.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства  должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности  и при наличии ресурсов для  их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Для достижения этих целей  на современном этапе (2011 – 2013 год) необходимо решение следующих задач:

Во-первых, обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. На современном этапе снизить дефицит проше, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

В среднесрочной перспективе  следует ограничить использование  нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. Наша страна, очень зависима от экспорта нефти, и  снижение цен на нефть приводят к  дефициту бюджета.

Во-вторых, координация долгосрочного  стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием, отсутствует достоверная  оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Предстоит трезво оценить  приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые  внутренние и внешние условия  развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной  политики.

Любое предлагаемое новое  решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его  финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей  развития страны.

В-третьих, обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации  работает над созданием комплекса  взаимосвязанных мер по повышению  эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли  отражение в Программе повышения  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой  положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования  учреждения, вне зависимости от результатов  его работы.

Информация о работе Бюджетная политика современной России