Бюджетная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 02:21, реферат

Описание работы

Бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения на данном этапе экономического и социального эффекта.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию 
Саратовский государственный социально-экономический университет 
Кафедра финансов и кредита
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 
Бюджетная политика Российской Федерации
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  
студентка II курса, III группы  
факультета экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011 

      Сущность  бюджетной политики.

      Бюджетная политика представляет собой систему  мер и действий органов власти в области управления бюджетным  процессом  на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения на данном этапе экономического и социального эффекта.

      Бюджетная политика, будучи комплексной, самостоятельной  организационно-финансовой категорией управления, имеет свои  субъекты и объекты.

      Субъектами  бюджетной политики выступают государственные (муниципальные) законодательные и  исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие  на практике принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти по доходам и расходам (налогоплательщики – физические и юридические лица, распорядители бюджетных кредитов и бюджето-получатели).

В отношении  объекта бюджетной политики нет  единства мнений. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимаются в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Более правильным, научно и практически обоснованным было бы признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий бюджетное право, бюджетное устройство, бюджетную систему, бюджетный механизм.  Эти понятия вместе взятые находят свое концентрированное выражение в бюджетной политике. Каждое из названных выше понятий отражает свои специфические организационно-финансовые и управленческие стороны функционирования бюджетных отношений, которые в конечном счете реализуются в бюджетной политике. Раскроем эти понятия.1

      Бюджетное право – совокупность юридических  норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны.2  

      Бюджетное устройство – организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя виды бюджетов, принципы и формы взаимосвязей между ними. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего.

      Различают два типа бюджетного устройства: унитарное  и федеративное. Унитарный тип  бюджетного устройства существует в единых государствах и предполагает построение двухзвенной бюджетной системы в составе центрального бюджета и местных бюджетов. Такой тип бюджетного устройства существует в Англии, Италии. Федеративный тип бюджетного устройства существует в союзных государствах и предполагает построение трехзвенной бюджетной системы в составе центрального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов. Поскольку Россия – федеративное государство, бюджетная система РФ состоит из трех уровней. 3 Федеральный бюджет (первый уровень) – это центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование выполнения общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. С правовой точки зрения федеральный бюджет является формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

      Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты являются формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны.

      Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) – это форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год,  предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Они составляют третий уровень бюджетной системы РФ.

      Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ и формируются на федеральном и территориальном уровнях.

      Как установлено в бюджетном кодексе  РФ, бюджетная система РФ – это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 4

      Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм.5 
 

      Как организационно-финансовая категория  бюджетная политика должна строится на основополагающих принципах:

- принцип объективности.  Означает отражение в бюджетной  политике объективных процессов,  происходящих в экономике, финансах, обществе;

- принцип преемственности  предусматривает формирование бюджетной  политики на предстоящий финансовый  год с учетом задач и достижений  предшествующего периода. Соблюдение  принципа преемственности позволяет  обеспечить эффективность управления  бюджетной системой;

- принцип обязательности  означает, что политика должна  быть обязательной для исполнения.

- принцип гласности.  Действенность бюджетной политики  неразрывно связана с этим  принципом. Гласность бюджетной  политики означает ее открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.

      Перечисленные выше принципы являются основополагающими  требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной бюджетной  политики в России.

      Содержание  бюджетной политики наиболее полно раскрывается в детализации ее на разноплановые типы, виды и формы реализации на основе соответствующих критериев.

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет). Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга, а не противоречить друг другу, что, к сожалению, наблюдалось на протяжении 90-х годов в России. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики сколь-нибудь значимого положительного эффекта.

2.В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в      области управления бюджетным процессом необходимо выделять следующие типы бюджетной политики:

- доходный;

- расходный;

- контрольно-регулирующую;

- комбинированную.

      Доходный  тип бюджетной политики характеризуется  тем, что в управлении бюджетным  процессом в бюджетном механизме  его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системе. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы преимущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи.

      Расходный тип бюджетной политики основан  на подчинении доходов бюджета его  расходам. Стратегия и тактика  бюджетного планирования, регулирования  и контроля сконцентрированы на расходной  части бюджетов.

      Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов. Такой политике присущи чрезмерное увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями.

      Все три рассмотренных типа бюджетной  политики имеют свои недостатки и  применительно к современной  России не могут быть использованы в чистом виде, изолированно друг от друга. Поэтому более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная стратегия и тактика, нацеленная на реализацию в комплексе всех функций бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального результата. Такую политику можно назвать равновесной бюджетной политикой, направленной на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков и общества в целом.

      Основными приоритетными направлениями реализации комбинированной (равновесной) бюджетной политики могут быть разработка и внедрение научно обоснованных государственных социальных стандартов, упорядочение системы государственных заказов, сокращение неэффективности расходов, оптимизация общего налогового бремени и ставок основных налогов и т.д.

      В реальной жизни сложно провести четкие границы между первыми тремя  типами налоговой политики. Как правило, проводимая государством бюджетная  политика носит комбинированный (с  преобладанием черт одной из них) характер, но не всегда сбалансированный характер. Поэтому важнейшая задача государства любой страны – разработка эффективной комбинированной бюджетной стратегии и тактики.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику.

4. По территориальному уровню бюджетную политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную.

 5. По признаку предметной специализации в составе различных типов бюджетной политики можно выделить налоговую, инвестиционную, социальную, выравнивающую и другие виды бюджетной политики.6

Приведенные выше типизация и классификация бюджетной  политики имеют не только теоретическое, но и в большей степени практическое значение. Для того, чтобы глубоко  проанализировать и дать объективную оценку проводимой в стране бюджетной политики, можно использовать предложенные ранее критерии, а результаты оценки положить в основу разработки приоритетов, конкретных путей и механизмов построения и реализации бюджетной политики.   

Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях.  

      Экономический кризис затронул Российскую Федерацию  в 2009 году гораздо в большей степени, нежели чем проанализировало Правительство  РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад – ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 года. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.

      Определяющее  значение для реализации задач бюджетной  политики имеют параметры федерального бюджета, включающие объем доходов и расходов, их структуру, дефицит (профицит) бюджета, долю этих показателей.

      Доходы  федерального бюджета относительно ВВП имеют тенденцию к снижению и в 2012 году составят 15% ВВП. Доля расходов в ВВП увеличивается в 2009 году, что обосновывается органами государственной власти необходимостью осуществления антикризисных мер, далее происходит снижение на докризисный уровень. Это привело к переходу от огромного профицита бюджета в 2006 году к дефициту 2010 года – 6,8% ВВП, который снизится к 2012 году до 3% ВВП.

      Доходы  федерального бюджета за 2009 год составили 7333,8 млрд руб. и уменьшились по сравнению с 2008 годом на 21,9%. Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2006-2009 годов формировались за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2008 года – 99,9%).

      Бюджетная политика РФ в области доходов  приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации