Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:20, реферат
США - федеративное государство. Объединившись в федерацию, штаты по конституции отказались в пользу нее от существенной части своих суверенных прав, в том числе от права на выход из федерации. Тем не менее, у штатов остались очень большие права по устройству внутренней жизни. Каждый из них обладает собственной конституцией, сходной структурой властей (губернатор вместо президента, легислатура вместо Конгресса). Внутренние законы штатов сильно различаются, отражая специфику исторически сложившегося здесь социально-культурного уклада, и это причиняет гражданам немалые неудобства во время поездок за пределы своего штата.
1. Государственное устройство
США - относительно молодое государство, ему немногим более 200 лет, но оно уже имеет большие традиции. Конституция США является самой старой в мире среди ныне действующих. Она следует идеям французских просветителей и английских государствоведов XVIII в. (защита гражданских прав и свобод как главная цель государства, его светский характер, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, выборность руководителей и др.), но в ней есть чисто американские нововведения. Главные из них - большая власть президента, система сдержек и противовесов и федеральное устройство страны.
Президент США избирается гражданами и считается высшим должностным лицом государства, главой его правительства (исполнительной власти) и верховным главнокомандующим; президент может накладывать вето на законы Конгресса (парламента) и назначает членов Верховного суда при появлении в нем вакансий. Его власть и авторитет очень велики. Многие страны мира (особенно в Латинской Америке и Африке) взяли государственное устройство США за образец, хотя там оно нередко служит прикрытием режима личной власти.
Однако
в США власть президента существенно
ограничена двумя другими ветвями
- Конгрессом, который может преодолеть
вето президента и даже отрешить его
от должности (так называемый импичмент),
и Верховным судом, который вправе отменить
любое решение других ветвей власти, если
сочтет, что оно противоречит конституции
страны. Такая система взаимного контроля
ветвей власти друг за другом называется
системой сдержек и противовесов и не
позволяет какой-либо одной ветви захватить
слишком большие полномочия.
Законодательная власть - Конгресс, который состоит из двух палат. В сенат избирается по два сенатора от каждого штата. Палата представителей формируется из 435 конгрессменов пропорционально численности населения (согласно переписи, которая проводится каждые десять лет). Обе палаты равноправны, обе имеют похожие комитеты для разработки законопроектов, и закон считается принятым в конгрессе только после одобрения обеими палатами. Чтобы избежать полного обновления властей и обеспечить их преемственность, они избираются на разные сроки: президент на четыре года, конгрессмены на два, сенаторы на шесть, причем сенат обновляется по одной трети каждые два года. Все эти выборы проводятся в одну и ту же дату - в первый вторник после первого понедельника ноября.
США - федеративное государство. Объединившись в федерацию, штаты по конституции отказались в пользу нее от существенной части своих суверенных прав, в том числе от права на выход из федерации. Тем не менее, у штатов остались очень большие права по устройству внутренней жизни. Каждый из них обладает собственной конституцией, сходной структурой властей (губернатор вместо президента, легислатура вместо Конгресса). Внутренние законы штатов сильно различаются, отражая специфику исторически сложившегося здесь социально-культурного уклада, и это причиняет гражданам немалые неудобства во время поездок за пределы своего штата.
Почти во всех штатах имеется развитое местное самоуправление в виде муниципальных властей разного уровня (округ, город, поселок и т.п.). Размах их самостоятельности, уровень квалификации и численность персонала сильно колеблются от штата к штату. Американцы уделяют низовым выборам гораздо больше внимания, чем общенациональным, здесь явка зачастую больше, а дебаты кандидатов горячее, так как от низовых властей сильно зависит бытовая устроенность граждан.
Относительная самостоятельность федеральных, штатных и муниципальных властей друг от друга обеспечена независимостью налоговой базы каждого уровня: обычно в федеральную казну идут подоходные налоги, в казну штата - налог с оборота, а муниципалитетам - налог с недвижимости, расположенной на их территории.
Политическая
жизнь страны организована вокруг двух
крупных партий - демократической и республиканской.
Они сложились еще в прошлом веке (демократическая
партия - самая старая из тех, которые действуют
ныне в мире), и к сегодняшнему дню их облик
таков. Республиканская партия считается
респектабельной, консервативной, ориентированной
в основном на внутренние проблемы, ее
поддерживают зажиточные и консервативные
слои населения. Оплоты этой партии - Новая
Англия и сельская глубинка Среднего Запада.
Демократы, напротив, поддерживают репутацию
защитника трудящихся и вообще всех угнетенных,
особенно иммигрантов, чернокожих, индустриальных
рабочих. Этой партии присуща большая
внешнеполитическая активность. Демократы
господствуют, как правило, в крупных городах
Севера и в сельской местности Юга. Демократы
гораздо многочисленнее, а республиканцы
- богаче. В остальном обе эти чисто буржуазные
партии различаются мало, и в их идеологическом
сходстве - залог политической устойчивости
США, так как остальные партии не идут
ни в какое сравнение с этими двумя по
влиянию и возможностям возглавить страну.
2.
Бюджетное устройство
Государственный бюджет США можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти. Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции. Исторически самая давняя – содержание государственной машины: аппарат управления, армия, суды и пр.; вторая возникла на рубеже XIX – XX вв. – перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях обеспечения благоприятного социального климата, предотвращения возможных очагов напряженности. Третья функция, получившая развитие после кризиса 30-х годов, заключается в использовании бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства. Опыт США показывает, что при успешно «работающей» экономике государство не должно и не может быть силой, противостоящей частному сектору. Оно выполняет роль естественного и стабильного партнера в хозяйственных делах и охранителя всех укладов хозяйства.
Федеративное
устройство Соединенных Штатов
обуславливает очень важную особенность
бюджетно-налогового процесса: четкое
взаимодействие трех систем – государственных
доходов, государственных расходов
и межбюджетных отношений («бюджетного
федерализма»). Система государственных
расходов включает подготовку проекта
бюджета, его доработку в исполнительных
органах («утряску»), утверждение в Конгрессе
и контроль за исполнением. Система государственных
доходов – это совокупность налогов и
неналоговых платежей, существующих в
государстве и обеспечивающих его расходы,
механизмы сбора доходов и контроля над
ними, а также законодательное обеспечение
бюджетных поступлений.
Бюджет подразумевает наличие доходной и расходной частей. Мировая теория и практика, которым следуют США, основаны на первоначальном установлении обоснованных расходных потребностей государства с последующим определением суммы доходов и порядка их сбора. Любые изменения в расходной политике должны сразу увязываться с налоговой политикой и наоборот. Бюджетные дефициты допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.
Важнейшая и сложнейшая задача – создание и поддержание системы бюджетно-налогового федерализма. В США решение проблемы бюджетного федерализма основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.
Федеральный
бюджет США – часть общего механизма
принятия и исполнения экономических
решений на высшем уровне. В отличие
от другой наиболее значительной части
этого механизма – кредитно-
Принципиальная
особенность бюджетно-
3.
Бюджетный процесс
В принятии и исполнении государственных экономических и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это- документ, обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.
Бюджетное послание и проект федерального бюджета готовит Административно- бюджетное управление ( АБУ ). В его обязанности входит также разработка федеральной бюджетной политики на оперативном уровне и конкретных бюджетно - налоговых мероприятий; практическое управление и координация экономической и финансовой деятельности федеральных министерств и ведомств.
Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств- за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов ( Казначейство ) США занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета.
Таким образом, АБУ является центральным органом в системе исполнительной власти США, непосредственно приводящим в действие все рычаги бюджетно- налогового регулирования.
Процесс утверждения расходов в Конгрессе отличается рядом особенностей. Главной из них можно считать трехступенчатость данного процесса. Она заключается в том, что сначала в « профильном » комитете Конгресса должна быть утверждена программа. На которую требуется выделить средства. Только после этого комитет по ассигнованиям приступает к обсуждению вопроса о выделении средств. Таким образом, сначала конгресс « выдает разрешение » на принципиальное осуществление программы и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости, длительности и т.д. наконец, на базе закона об общих ассигнованиях выделяются средства на расходы в конкретном финансовом году – «живые деньги». Три ступени утверждения дают возможность провести тройной контроль над предлагаемыми программами.
Работа над федеральным бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее двух третей его состава, утверждение бюджета в конгрессе подчинено строму графику.
Управление финансами охватывает деятельность государства, связанную с проведением им общей финансовой политики, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой налогового законодательства.
В США управление финансами возложено на министерство финансов ( казначейство) и административно- бюджетное управление .
Основными функциями министерства финансов являются разработка финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монеты и эмиссия денежных знаков.
Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов ( СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений - национальные, региональные и окружные.
Вопросами сбора доходов занимаются также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Первая ведает сбором таможенных доходов и осуществляет контроль за соблюдением таможенных правил. Вся территория страны разделена на 9 таможенных округов и имеет около 300 оперативных таможенных пунктов. Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию осуществляет контроль за соблюдением законов, связанных с производством и продажей этих предметов, а так же за поступлением доходов от их обложения.