Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:31, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
Социально-экономическая сущность бюджета
Бюджет Кировской области за 2008 год
Бюджет Кировской области за 2009 – 2011 годы
Информация
об исполнении областного
бюджета за 2008 год
Исполнение
областного бюджета за 2008 год характеризуется
стабильным формированием необходимых
финансовых ресурсов и обеспечением
принятых бюджетных расходных
Сохранение положительной динамики макроэкономических показателей на территории области способствовало увеличению доходной базы бюджета. Общие параметры областного бюджета за 2008 год сложились по доходам в сумме 27962,5 млн. рублей, по расходам 27691,3 млн. рублей. Сверх уточненного плана поступило 627,9 млн. рублей.
В сравнении с 2007 годом доходы и расходы областного бюджета возросли в 1,2 раза. Фактическое поступление доходов и расходы областного бюджета за 2008 год превысили первоначальный план на 5 904,7 млн. рублей и на 3828,7 млн. рублей соответственно. Задача обеспечения мобилизации запланированных доходов и дополнительного привлечения доходных источников выполнена. План исполнен на 102,3 %.
Как и в предыдущие годы, основными бюджетообразующими доходными источниками областного бюджета в отчетном году были налоговые доходы. В структуре доходов бюджета по сравнению с 2007 годом их доля возросла на 3 % и составила 50,5 % от общего объема привлеченных доходов. Налоговые доходы исполнены в сумме 14 117,9 млн. рублей, или 103,5 % к уточненному годовому плану.
Рост налоговых поступлений в областной бюджет к уровню 2007 года составил 29 %, или 3171 млн. рублей и обеспечен в основном увеличением поступлений налога на прибыль организаций в 1,5 раза, или на 1 599 млн. рублей и налога на доходы физических лиц в 1,3 раза, или на 1 030,2 млн. рублей.
Увеличение
доходной базы обусловлено экономической
ситуацией в области, ростом заработной
платы, развитием малого бизнеса
и выполнением задач бюджетной
политики по развитию доходного потенциала
области и улучшению
В
течение отчетного периода
Выполнение доходной части бюджета стало основным фактором успешного исполнения бюджетной политики области, направленной на выполнение задач, определенных Бюджетным посланием Губернатора области на 2008 год, в том числе финансового обеспечения мероприятий в области социальной политики и осуществления инвестиционной деятельности.
Итоги проводимой бюджетной политики отчетного года характеризуются обеспечением своевременно и в полном объеме выплаты заработной платы, социальных выплат населению, софинансирования приоритетных национальных проектов и отсутствием просроченной кредиторской задолженности.
С 1 февраля 2008 года было обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 14 %, с 1 апреля - работникам органов государственного управления и органов местного самоуправления на 9 %.
С
января увеличены на 7 % размеры социальных
выплат многодетным семьям и семьям
воспитывающих детей-сирот. С 1 августа
на 15 % проиндексированы размеры ежемесячных
денежных выплат ветеранам труда, труженикам
тыла и реабилитированным лицам.
Как и в предыдущие годы в приоритетном порядке осуществлялось финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения и физической культуры, социальной политики. На социально-культурную сферу из областного бюджета было направлено 50,2 % объема расходов бюджета, что выше объема 2007 года на 2 517,3 млн. рублей. Наибольший объем средств направлен на социальную политику 5 255,2 млн. рублей. Рост расходов к уровню 2007 года обеспечен по всем отраслям социальной сферы.
Выполнена задача бюджетной политики, направленная на активную работу по развитию экономики области. В отчетном году направлено на поддержку и модернизацию отраслей экономики 6 875 млн. рублей бюджетных средств или в 1,4 раза выше объема 2007 года.
От
суммы, направленной на развитие отраслей
экономики, 38,4 % израсходовано на государственную
поддержку дорожного хозяйства
В
2008 году муниципальным образованиям
области перечислено
В 2008 году осуществлялась умеренная долговая политика, которая строилась с учетом потребности бюджета в финансовых ресурсах, оптимизации государственных заимствований. Гашение всех долговых обязательств производилось своевременно и в плановом режиме.
Объем государственного долга по состоянию на 01.01.2009 года составил 3 690,4 млн. рублей или 23,6 % от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В структуре государственного долга наибольший удельный вес занимают кредиты, полученные от кредитных организаций 56,9 % (2100 млн. рублей). На долю государственных гарантий Кировской области приходится 37,2 % (1 374,6 млн. рублей), государственных ценных бумаг Кировской области - 5,7 % (210 млн. рублей), обязательств перед федеральным бюджетом - 0,2 % (5,8 млн. рублей) от общего объема государственного долга.
В
2008 году в результате досрочного гашения
части долговых обязательств и привлечения
кредитных ресурсов на конкурсной основе
под более низкий процент в конце финансового
года достигнута существенная экономия
бюджетных средств на обслуживание государственного
долга. Объем расходов на обслуживание
государственного долга составил 121,3 млн.
рублей, или 0,44 % от общего объема расходов
областного бюджета при предельно допустимом
уровне – 15 %.
Бюджет
Кировской области
за 2009 – 2011 года
Бюджет Кировской области за 2009 – 2011 года год закреплен в следующих документах:
Принят
Законодательным Собранием
В 2009 общий объем доходов ожидался 29,4 млрд. рублей, общий объем расходов – 32,3 млрд. рублей, дефицит - 2,9 млрд. рублей.
В 2010 и 2011 общий объем доходов – 31,1 млрд. рублей и 33 млрд. рублей, общий объем расходов – 33,8 млрд. рублей и 35,6 млрд. рублей, дефицит – 2,6 млрд. рублей и 2,5 млрд. рублей.
Для повышения благосостояния и качества жизни населения бюджет на 2009-2011 годы сохраняет социальную направленность.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом отмечается увеличение расходов по всем отраслям социально-культурной сферы. В целом расходы на эти цели увеличатся на 2,1 млрд.рублей и составят 16,4 млрд. рублей или 51% от общего объема расходов областного бюджета.
Из них значительная роль отведена расходам на образование и здравоохранение. Ежегодно на образование будет направлено около 4,7 млрд. рублей, на здравоохранение - более 4 млрд. рублей.
Увеличенный объем средств по отрасли здравоохранение будет направлен, прежде всего, на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие системы здравоохранения Кировской области» с целью повышение качества медицинских услуг через открытие офисов врачей общей практики, оснащение медицинских учреждений современным диагностическим оборудованием, укрепление их материально-технической базы и улучшение лекарственного обеспечения и питания больных обеспечения и питания больных.
На предстоящие три года обеспечена тенденция роста расходов на социально-культурную сферу.
Губернатор
области Н.И.Шаклеин, обратившись
с бюджетным посланием к
Для
того чтобы добиться качественного
сдвига, а не «латания дыр», финансирование
дорожного хозяйства
К 2011 году расходы на дорожное хозяйство за счет средств областного бюджета достигнут 4,9 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года в 2,5 раза.
На поддержку села в 2009 году запланированы расходы в сумме 1,6 млрд. рублей, из них за счет областного бюджета 1 млрд. 56 млн. рублей, что на 17,6 % выше, чем в текущем году. К 2011 году объем средств на эти цели увеличиться в 1,7 раза к уровню 2008 года и достигнет 2,8 млрд. рублей. В основном данные средства будут направлены на реализацию мероприятий областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области» и «Социальное развитие села».
Актуальной задачей для области остается улучшение состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. На эти цели на 2009 и 2010 годы предусматриваются расходы с учетом субсидий и средств Фонда содействия реформированию ЖКХ более 1,6 млрд. рублей или в 1,5 раза выше текущего года. Из них на капитальный ремонт жилого фонда и на переселение граждан из аварийного жилья будет направлено 1,1 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 и 2010 годах предусмотрены гарантии Кировской области на реализацию мероприятий областной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» по 100 млн. рублей и на обеспечение завозными видами топлива теплоснабжающих предприятий муниципальных образований области в объеме соответственно 220 и 230 млн. рублей.
Вопрос газификации находится на постоянном контроле в Правительства области. Отмечается, населенные пункты области газифицируются хорошими темпами. Повышение уровня газификации территорий способствует развитию их промышленного потенциала, делает жизнь вятчан более комфортной.
Для
дальнейшего повышения уровня газификации
в 2009 году запланировано 545 млн. рублей,
в 2010 – 800 млн.рублей (с учетом субсидии
на приобретение объектов газификации
в муниципальную собственность)
Малое предпринимательство является важным сектором экономики области. Его развитие способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития региона. В области уже около 50 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Всего в этой сфере занято 33,2% экономически активного населения области.
Чтобы максимально полно использовать экономический и социальный потенциала региона, необходимо и в дальнейшем развивать малое предпринимательство. В 2009 году в рамках областной целевой программы на поддержку малого предпринимательства области запланировано выделить 73 млн. рублей. Кроме того, в первом квартале 2009 года должна быть разработана новая долгосрочная целевая программа поддержки и развития малого бизнеса Кировской области.
Как и в предыдущие годы, наибольший объем средств выделяется на реализацию социальной политики. Сохраняются все ранее предусмотренные меры социальной поддержки жителям области. В 2009 году расходы на эти цели направляется 6,4 млрд. рублей или с ростом к текущему году на 653 млн.рублей. К 2011 году расходы на социальную поддержку составят 7,4 млрд. рублей или выше уровня 2008 года в 1,3 раза.