Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:31, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
Социально-экономическая сущность бюджета
Бюджет Кировской области за 2008 год
Бюджет Кировской области за 2009 – 2011 годы
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально
– экономический факультет
Реферат
Бюджет
Кировской области
Киров 2010
Содержание
Социально-экономическая сущность бюджета
Бюджет Кировской области за 2008 год
Бюджет Кировской
области за 2009 – 2011 годы
Социально-экономическая
сущность бюджета
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В
приложении к публичным финансам под
бюджетом (от англ. budget
~ сумка, кошелек) традиционно понимается
централизованный денежный фонд, формируемый
на том или ином уровне для обеспечения
функций и задач соответствующих органов
власти (государственной, местной). Эта
трактовка в наибольшей степени раскрывает
содержание бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле — основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных
и административно-
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде все-го —бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.
С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени.
Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников и хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятии— возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят но расходной части соответствующего бюджета. Бюджет — это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.
В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.
Бюджетное
регулирование — процесс
Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджет-нос регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.
Таким
образом, бюджет — это объективно обусловленное
звено финансовой системы, особый сегмент
денежных отношений, связанный с формированием,
распределением и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного
для обеспечения функций и задач государства
и его территориальных подсистем; это
главный финансовый план страны, важнейший
инструмент государственного регулирования.
Бюджет
Кировской области
за 2008 год
Бюджет Кировской области за 2008 год закреплен в следующих документах:
Доходная
часть бюджета
Кировской области
за 2008 год
Наименование показателя | Утверждено бюджет субъекта РФ | Исполнено бюджет субъекта РФ |
1 | 4 | 5 |
Доходы бюджета - ИТОГО | 27 334 619 300,00 | 27 962 510 610,13 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 14 373 846 600,00 | 14 911 208 370,54 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 9 199 492 600,00 | 9 528 466 426,74 |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | ||
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 1 967 930 000,00 | 2 042 590 570,39 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 961 875 000,00 | 980 752 856,07 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 1 477 967 000,00 | 1 530 651 696,54 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 21 839 000,00 | 23 376 472,89 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 1 071 900,00 | 1 277 307,71 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ | 10 254 300,00 | 10 825 869,00 |
ДОХОДЫ
ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И |
232 797 600,00 | 237 087 417,99 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 452 589 000,00 | 502 419 336,24 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 34 912 000,00 | 41 267 243,37 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 46 021 100,00 | 39 479 673,22 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 36 500,00 | 39 162,00 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 13 948 000,00 | 16 957 389,31 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 24 737 200,00 | 26 244 653,78 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 2 495 800,00 | 3 823 188,53 |
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | -74 120 400,00 | -74 050 893,24 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 12 270 512 800,00 | 12 301 735 433,00 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 690 259 900,00 | 749 566 806,59 |
РЫНОЧНЫЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГ | 529 183 300,00 | 574 523 944,99 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 161 076 600,00 | 175 042 861,60 |
Расходная
часть бюджета
Кировской области
за 2008 год
Наименование показателя | Утверждено бюджет субъекта РФ | Исполнено бюджет субъекта РФ |
1 | 4 | 5 |
Расходы бюджета - ИТОГО | 28 840 673 500,00 | 27 691 343 813,66 |
Общегосударственные вопросы | 1 383 077 100,00 | 1 297 416 781,24 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования | 2 158 900,00 | 2 079 957,68 |
Функционирование
законодательных (представительных) органов
государственной власти и представительных
органов муниципальных |
39 168 900,00 | 36 450 139,52 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций | 126 263 000,00 | 125 001 988,29 |
Судебная система | 102 813 000,00 | 102 645 732,98 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора | 246 241 600,00 | 231 498 430,39 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 16 858 500,00 | 14 322 528,16 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 123 990 000,00 | 121 273 063,93 |
Резервные фонды | 1 824 400,00 | 0,00 |
Другие общегосударственные вопросы | 723 758 800,00 | 664 144 940,29 |
Национальная оборона | 2 065 000,00 | 2 063 051,41 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 642 084 600,00 | 1 639 238 686,55 |
Органы внутренних дел | 963 273 200,00 | 960 642 617,03 |
Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 48 229 800,00 | 48 126 787,23 |
Обеспечение пожарной безопасности | 630 581 600,00 | 630 469 282,29 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 0,00 | 0,00 |
Национальная экономика | 5 311 777 000,00 | 4 833 069 895,85 |
Общеэкономические вопросы | 255 611 600,00 | 254 757 884,87 |
Топливно-энергетический комплекс | 9 819 200,00 | 9 574 728,75 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы | 4 000 000,00 | 3 999 618,00 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 1 677 278 600,00 | 1 665 645 054,59 |
Водные ресурсы | 77 155 700,00 | 63 023 293,22 |
Лесное хозяйство | 367 309 900,00 | 312 179 255,85 |
Транспорт | 154 271 000,00 | 152 271 000,00 |
Дорожное хозяйство | 2 519 168 000,00 | 2 136 452 065,82 |
Связь и информатика | 26 000 000,00 | 25 771 581,45 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 221 163 000,00 | 209 395 413,30 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 380 670 100,00 | 378 484 157,92 |
Жилищное хозяйство | 49 713 000,00 | 49 711 367,95 |
Коммунальное хозяйство | 293 265 100,00 | 292 336 596,65 |
Благоустройство | 0,00 | 0,00 |
Другие
вопросы в области жилищно- |
37 692 000,00 | 36 436 193,32 |
Охрана окружающей среды | 75 555 700,00 | 74 729 760,33 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод | 840 000,00 | 840 000,00 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания | 56 342 700,00 | 55 831 213,29 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 18 373 000,00 | 18 058 547,04 |
Образование | 1 561 829 900,00 | 1 468 198 224,30 |
Дошкольное образование | 0,00 | 0,00 |
Общее образование | 310 530 300,00 | 308 983 508,00 |
Начальное профессиональное образование | 523 644 800,00 | 468 800 840,17 |
Среднее профессиональное образование | 499 592 400,00 | 464 747 919,95 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 86 735 500,00 | 85 310 244,12 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 43 904 000,00 | 43 852 570,01 |
Другие вопросы в области образования | 97 422 900,00 | 96 503 142,05 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 470 653 700,00 | 469 015 260,19 |
Культура | 351 762 500,00 | 350 747 301,47 |
Телевидение и радиовещание | 15 800 000,00 | 15 800 000,00 |
Периодическая печать и издательства | 30 787 000,00 | 30 786 957,05 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации | 72 304 200,00 | 71 681 001,67 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 2 470 846 000,00 | 2 415 366 531,98 |
Стационарная медицинская помощь | 1 746 415 400,00 | 1 712 272 167,73 |
Амбулаторная помощь | 37 003 500,00 | 35 586 388,46 |
Скорая медицинская помощь | ||
Санаторно-оздоровительная помощь | 143 528 000,00 | 140 989 236,40 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов | 31 169 300,00 | 31 019 137,15 |
Физическая культура и спорт | 149 070 700,00 | 148 553 665,90 |
Другие
вопросы в области |
363 659 100,00 | 346 945 936,34 |
Социальная политика | 4 419 000 800,00 | 4 095 799 818,63 |
Пенсионное обеспечение | 31 231 000,00 | 31 045 335,18 |
Социальное обслуживание населения | 1 027 157 700,00 | 1 014 384 254,46 |
Социальное обеспечение населения | 3 318 182 300,00 | 3 011 795 145,98 |
Охрана семьи и детства | 3 822 000,00 | 2 573 210,82 |
Другие вопросы в области социальной политики | 38 607 800,00 | 36 001 872,19 |
Межбюджетные трансферты | 11 123 113 600,00 | 11 017 961 645,26 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 1 341 803 000,00 | 1 325 283 000,00 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 2 235 390 100,00 | 2 216 710 258,20 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 4 781 558 900,00 | 4 712 608 220,06 |
Иные межбюджетные трансферты | 1 697 396 600,00 | 1 696 395 167,00 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 1 066 965 000,00 | 1 066 965 000,00 |
Итого внутренних оборотов | 11 088 070 125,00 | 11 017 961 645,26 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "--", профицит "+") | -1 506 054 200,00 | 271 166 796,47 |