Бюджет и бюджтная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование экономической сущности бюджета и бюджетной системы.

Содержание

Введение
Экономическая сущность понятий "бюджет" и "бюджетная система"
Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
Расходы государственного бюджета

Заключение

Работа содержит 1 файл

ВведениеЭкономическая сущность понятий.docx

— 34.14 Кб (Скачать)

В Бюджетном кодексе  РФ понятие бюджетной системы  формулируется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права". Эта  формулировка слишком узкая, поскольку  характеризует явление с одной  стороны, как совокупность бюджетов всех уровней управления.

Учитывая результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки зрения видных ученых-экономистов, а также  принимая во внимание нормативные документы, можно определить бюджетную систему  как совокупность взаимодействующих  финансово-бюджетных институтов, бюджетных  фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных  потребностей и финансирования социально-экономических  программ в масштабах страны.

 

 Доходы  и расходы государственного бюджета,  их сбалансированность и проблемы  исполнения

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых  образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно  к налогам это означает, что  субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника - второй признак налогов. Посредством  налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный  фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных  учреждений, курортный сбор.

Важный отличительный  признак налогов - безвозвратность  и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ) [11].

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости) не относятся к  налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в  перераспределении чистого национального  продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более  одной трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.

Известно, что для  того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в  цену товара. Но налог будет переложен  только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой  цене (с налогом) требует и более  высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении  качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному  развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных  групп населения; стимулировать  определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных запасов;

доходы от продажи  земли и нематериальных активов;

поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

административные  платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической  деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах  федерального бюджета обособленно  учитываются доходы федеральных  целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

В зависимости от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие  от юридических лиц и от физических лиц;

В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые  с имущества или дохода;

По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

По конкретным видам  прямых и косвенных налогов (налог  на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и  т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. 

 

 Расходы  государственного бюджета

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

Принцип целевого использования  средств;

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств. 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в  финансовой системе центральное  место занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие  на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при  необходимости "помощь". Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации и местные  бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут  формироваться за счет неналоговых  поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие  потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство  и прирост запасов.

В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании  экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство. 

Информация о работе Бюджет и бюджтная система