Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:11, реферат
Целью данной работы является исследование экономической сущности бюджета и бюджетной системы.
Введение
Экономическая сущность понятий "бюджет" и "бюджетная система"
Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
Расходы государственного бюджета
Заключение
Заключение
Введение
Актуальность темы
исследования. Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Бюджетная система
является одним из важнейших институтов
государства. На протяжении тысячелетий
существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам
По материальному
содержанию бюджет - это сам централизованный
фонд денежных средств государства.
В юридическом аспекте
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Степень разработанности темы. Проблеме государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ таких ученных - экономистов как Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.
Целью данной работы является исследование экономической сущности бюджета и бюджетной системы.
Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
рассмотреть развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов;
проанализировать государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства;
охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации;
исследовать доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения;
рассмотреть бюджетное планирование.
Развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов
Бюджет как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной характеристики его сущности.
Если содержание термина "финансы" включает в себя такие понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда по аналогии термин "бюджет" будет иметь следующее содержание: "бюджет" - "бюджетный план" - "бюджетный фонд"[1].
Экономические и
финансовые категории являются научной
абстракцией, но служат важным инструментом
углубленного познания финансовых явлений.
Бюджет как финансовая категория
по своей природе имеет
Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.
Аргументируя свою
позицию, автор утверждает, что бюджет
является абстрактной экономической
категорией, т.е. обобщенным представлением
таких реально существующих явлений
и процессов, в результате которых
происходит распределение общественного
продукта по фондам целевого назначения.
В буквальном смысле это выражается
в том, что сначала появляются
документально оформленные
Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.
Каждое государство
имеет бюджетный фонд, и если финансы
представляют собой совокупность денежных
отношений по поводу образования
и использования многих видов
денежных фондов (предприятий и организаций
различных форм собственности, государства,
кредитной системы), то бюджет как
экономическая категория
В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные фонды субъектов РФ) и органов местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).
Бюджетные фонды имеют сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.
Исследование сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет сделать вывод, что существуют различные мнения о количестве функций, присущих бюджету.
Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета. Сущностной характеристикой бюджета является распределение общественного продукта и национального дохода в целях мобилизации его части в бюджетном фонде с последующим распределением бюджетных средств на определенные цели. Следовательно, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.
Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.
Организационно-финансовой
формой функционирования бюджета государства
является бюджетная система. Обратимся
вновь к терминам, с помощью
которых можно определить сущность
бюджета, и отметим, что данные термины
являются промежуточными при переходе
к понятию "бюджетная система".
Понятия формально уже
В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем и т.д.
В популярном "Энциклопедическом словаре" понятие "система" характеризуется следующим образом: "система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство".
В этом же источнике дано понятие системного подхода: "системный подход, направление методологии, научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину"[3].
Как уже отмечалось,
бюджетная система представляет
собой совокупность взаимодействующих
планов, фондов, что следует считать
очевидными признаками системы. Но экономическая
система требует включения
Главным и определяющим условием создания и функционирования системы является ее организация. "Энциклопедический словарь" определяет понятие "организация" как:
1. Устройство, сочетание,
объединение чего-либо или
2. Группу людей,
объединенных общей программой,
общей целью или задачей;
Аналогичная дефиниция содержится в "Словаре иностранных слов". Таким образом, понятие "организация" включает в себя совокупность элементов, их объединение, т.е. относится к терминам, характеризующим систему.
Обратимся к тектологии - всеобщей организационной науке, созданной в начале XX в. русским ученым А.А. Богдановым, основу которой составляет исследование всеобщих законов функционирования и развития разных систем, в том числе экономических и социальных. А.А. Богданов подчеркивал, что специфика организации (построения) социальных и экономических систем проявляется в том, что их элементы могут быть разнородными, т.е. проявлять себя в качестве объектов или субъектов системы, при этом должно сохраняться единство, сочетание элементов. Целостность системы требует гармонизации во взаимодействии ее элементов, их взаимодополнения[4].
Ученый А.А. Богданов отмечает взаимодействие самоорганизации и организации социальных и экономических систем как наиболее организованных и совершенных. При этом под самоорганизацией понимается вид организации, обусловленной внутренними причинами. Она предполагает упорядочение системы при случайных самопроизвольных воздействиях.
Организация - это свойство упорядоченной системы, вызванное внешними по отношению к ней факторами. Обязательным элементом системы является организационная структура, осуществляющая свое влияние (управление, регулирование) на систему в целях ее гармонизации, сбалансированности, пропорциональности.
Регулирующие действия осуществляются властными государственными и общественными структурами.
В свою очередь, элементы отмеченной системы распадаются на множество других подсистем, взаимосвязанных элементов.
Так, на каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:
источников финансовых ресурсов;
объектов бюджетного инвестирования;
органов управления;
инфраструктуры и алгоритмов их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий.
Модель бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.
Согласованность элементов бюджетной системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер. Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма[5].
Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.