Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. Анализ расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации показывает, что наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в последние годы испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из разумных и желаемых потребностей современного общества.
1.3Классификация расходов федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
- по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
- по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- прочие расходы.
Расходы федерального бюджета являются
общественно полезными. Активная роль
государства в общественном воспроизводстве
и повышение эффективности экономики,
укрепление обороноспособности обусловливает
многообразие бюджетных расходов федерального
бюджета. Однако при всем многообразии
бюджетных расходов они служат единой
цели – обеспечению финансовыми ресурсами
федеральных потребностей. С понятием
расходов федерального бюджета Российской
Федерации тесно связано понятие бюджетного
финансирования – предоставление средств
министерствам, ведомствам, предприятиями,
объединениям, организациям и учреждениям
на проведение предусмотренных по плану
мероприятий. В основе бюджетного финансирования
лежат принципы: безвозвратности, целевого
характера бюджетных расходов и предоставления
средств в соответствии со сметным порядком
осуществления их расходов.
1.3.1Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы. Вторым уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
Возврат
бюджетных ссуд, возврат средств
федерального бюджета, выделенных предприятиям
и организациям для финансирования программ
конверсии оборонной промышленности,
погашение иных бюджетных ссуд (кредитов)
в части погашения основной суммы долга
показываются в соответствующих разделах,
подразделах утвержденной функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации со знаком "минус", а процентные
платежи - в классификации доходов бюджетов
Российской Федерации, так как отражение
объемов погашения по доходам бюджетной
классификации приведет к двойному счету
средств бюджета как при планировании,
так и при исполнении бюджета.
1.4.1 Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Ведомственная классификация расходов
федерального бюджета является группировкой
расходов, отражающей распределение бюджетных
средств по главным распорядителям средств
федерального бюджет. Ведомственная классификация
расходов федерального бюджета утверждается
федеральным законом, устанавливающей
распределение расходов федерального
бюджета по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации в разрезе главных распорядителей
средств федерального бюджета. В случаях
создания новых либо реорганизации действующих
федеральных органов власти Правительство
Российской Федерации вправе вносить
изменения в ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета в порядке,
устанавливаемом федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. Ведомственная классификация
расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации является группировкой расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации
и отражает распределение бюджетных ассигнований
по разделам, подразделам, целевым статьям
и видам расходов функциональной классификации
расходов в разрезе главных распорядителей
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации. Ведомственная классификация
расходов местных бюджетов является группировкой
расходов местных бюджетов и отражает
распределение бюджетных ассигнований
по разделам, подразделам, целевым статьям
и видам расходов функциональной классификации
расходов в разрезе главных распорядителей
средств местных бюджетов. Ведомственная
структура расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов,
устанавливающая расходы соответствующих
бюджетов по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации в разрезе главных распорядителей
средств соответствующего бюджета, утверждается
законами (решениями) о соответствующем
бюджете на очередной финансовый год.
2 Основные направления использования средств федерального бюджета.
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей. В последние годы наибольшими темпами росли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и инфраструктуры и т.д. На развитие морского транспорта 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2006 годом, росту российского торгового флота, причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения. На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, улучшение качества обслуживания. В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания.
2.1Расходы по поддержанию и развитию отраслей народного хозяйства.
Сельское хозяйство – одна из главных
отраслей материального производства.
Его назначение – возделывание сельскохозяйственных
культур и разведение сельскохозяйственных
животных для получения продукции растениеводства
и животноводства. Сельское хозяйство
включает также различные виды первичной
переработки растительных продуктов и
животного сырья. Сельскохозяйственное
производство имеет характерные особенности,
которые отчетливо выражаются в сезонном
характере сельскохозяйственного производства
и особенностях использования природных
ресурсов, а также зависимость от природно-климатических
условий. В силу этой специфики сельскохозяйственного
производства оно нуждается в поддержке.
В связи со спецификой сельскохозяйственного
производства и реструктурированием экономики
неизбежно расширение ответственности
государства и доли его участия в финансировании
затрат на поддержку и развитие отраслей
сельского хозяйства. Финансирование
народного хозяйства связано с обеспечением
финансовыми ресурсами затрат, возникающих
в процессе развития сферы материального
производства. Процесс финансирования
народного хозяйства представляет собой
порядок предоставления средств хозяйствующим
субъектам и систему контроля за их целевым
использованием, как со стороны государства,
так и со стороны хозяйствующих субъектов.
В бюджетной классификации Российской
Федерации предусмотрено финансирование
затрат следующих отраслей народного
хозяйства: промышленность, энергетика
и строительство; сельское хозяйство и
рыболовство; транспорт, дорожное хозяйство,
связь и информатика; жилищное - коммунальное
хозяйство. По разделу (Промышленность,
энергетика и строительство) финансируются
затраты на государственную поддержку
топливо – энергетического комплекса,
добывающей промышленности, другие отрасли
промышленности. Особо выделяются строительная
индустрия, строительство, архитектура,
стандартизация и метрология. Раздел (Сельское
хозяйство и рыболовство) предусматривает
расходы на сельскохозяйственное производство,
земельные ресурсы, заготовку и хранение
сельскохозяйственной продукции, рыболовное
хозяйство и прочие мероприятия в области
сельского хозяйства. Жилищно-коммунальное
хозяйство включает затраты на жилищное
хозяйство, коммунальное хозяйство и прочие
структуры коммунального хозяйства. Для
нормального функционирования всех звеньев
перечисленных выше отраслей, а также
их перевооружения и постоянного расширения
требуются финансовые ресурсы. В широком
смысле расходы на народное хозяйство
включают: затраты на производство и реализацию
продукции, работ и услуг – текущие затраты;
расширение основных и оборотных фондов
– капитальные; затраты на социально –
культурные мероприятия – социальные.
Текущие затраты составляют себестоимость
продукции, работ и услуг и должны возмещаться
в каждом цикле за счет получения выручки
от их реализации. Перечень текущих затрат
низовых звеньев материального производства
весьма широкий, их состав, структура имеют
свои особенности, вызванные спецификой
производства, организацией управления,
сбыта и другими факторами. В укрупненном
виде текущие затраты включают материальные,
трудовые расходы, амортизационные отчисления,
управленческие расходы, отчисления в
специальные внебюджетные фонды, некоторые
налоги, сборы и прочие затраты. Как правило,
текущие расходы возмещаются за счет собственных
средств предприятий. В некоторых случаях
для покрытия сезонных затрат, при изменении
условий производства и реализации продукции,
финансовых затруднениях могут быть привлечены
и кредитные ресурсы. Необходимо отметить,
что в условиях рыночной экономики бюджетное
финансирование текущих затрат имеет
весьма ограниченные рамки и осуществляется
в исключительных случаях.