Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность бюджета. 3

2. Функции и роль бюджета в условиях рынка. 11

3. Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов 17

ЛИТЕРАТУРА 26

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы 2 курс.docx

— 82.81 Кб (Скачать)

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами.

    Основное  назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной  власти и местного самоуправления возложенных  на них функций и задач. Вместе с тем расходы бюджета могут  оказывать активное воздействие  на общественное воспроизводство. Бюджетные  расходы выступают фактором, оказывающим  влияние, как на совокупный спрос, так  и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов  хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров (работ и услуг) для государственных  нужд. Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование отдельных отраслей экономики, определяющих перспективное развитие экономики, науки и научно-технического прогресса, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования предоставленных бюджетных средств.

    В соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

-   функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-  и т. д.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает  
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план  
государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. призвана способствовать восстановлению

макроэкономической  сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для  активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в

сфере образования и здравоохранения.

макроэкономической  сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для  активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011 - 2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета  в 2011 - 2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы  в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП.

Оценка  и прогноз основных социально-экономических  показателей на                                           период до 2013 г.

Показатели Ед. изм. 2011 2012 2013
Цена  Urals (мировые) долл./

барр.

75,0 78,0 79,0
Инфляция дек./дек. 5,5-6,6 5-6 4,5-5,5
ВВП млрд. руб. 49659 55223 61873
  % к пред. г. 3,4 3,5 4,2
Промышленное  производство % к пред. г.  
3,2
 
3,1
 
4,2
Инвестиции  в основной капитал % к пред. г.  
8,8
 
6,3
 
8,1
Оборот  розничной торговли % к пред. г. 4,5 4,8 6,3
Объем платных услуг населению % к пред. г. 3,8 4,0 4,8
Реальная  заработная плата % к пред. г. 2,4 2,4 3,1
Реальные  располагаемые доходы населения % к пред. г. 2,7 3,0 4,2
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост % к пред. г.  
9,4 
       

7,2  

 
7,1
Экспорт  млрд. долл. США 383,8  402,9 416,8
Импорт млрд. долл. США  
273,7
 
304,5
       338,7
Уровень безработицы к экономически активному  населению        

       %

 
8,1
 
7,7  
 
6,9

    Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

     Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов*. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году - 5,6% к ВВП, в 2013 году - 5,2% к ВВП.

       В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

     В соответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление  бюджета основывается на Бюджетном  послании Президента Российской Федерации, определяющем основные направления и ориентиры бюджетной политики.

    Основными задачами бюджетной и налоговой  политики, сформулированными в Бюджетном  послании, являются: принятие мер по снижению инфляции, внедрение долгосрочного бюджетного планирования, расширение горизонта и повышение надежности  социально-экономического прогнозирования, формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов финансирования; завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления; практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств; дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результат; повышение эффективности управления бюджетными средствами, качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора; совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля; повышение эффективности налоговой политики 
 
 

 
 
 
 
 
 

                             Список литературы.

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов /Под ред. 
Поляка Г.Б. - 2-е изд. М: Юнити, 2005 -335с.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»// Российская газета 2007 , 9 марта

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с. – (по состоянию на 01.01.2008 г).

4. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2011 и плановый период 2012 и 2013  годов».

5. Бюджетное послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах».

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2008. – 615 с.

7.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

8.Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Прогресс-Академия, 2007. – 324 с.

9.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – 448 с.

10.Финансы, деньги, кредит: учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Черновой. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

11.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

12.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999.

13.Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www. minfin.ru

14.Официальный сайт Федерального казначейства РФ: http://www.roskazna.ru

15.Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http://www.gks.r

                                                                                            

Информация о работе Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений