Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:56, курсовая работа
Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………5
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………....5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……….12
2. Бюджет Фонда социального страхования РФ………………………...……..13
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ…...14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………….…………….15
3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования в РФ……………………………………………………………..….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и
особенности функционирования
1.1. Формирование,
цели, задачи, структура и управление
Фонда социального страхования
РФ…………………………………………………………………...
1.2. Место и
роль Фонда социального
2. Бюджет Фонда
социального страхования РФ…………
2.1. Структура
доходов и расходов фонда
2.2. Анализ изменения
структуры доходов и структуры
расходов Фонда социального
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году
в нашей стране был создан Фонд
социального страхования и с 1994
года в соответствии с Постановлением
правительства Российской Федерации
Фонд стал самостоятельным
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. N 101.
Созданный
при Правительстве Российской Федерации,
Фонд представляет собой финансово
- кредитную систему. Денежные средства
и имущество находятся в
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.
Преодоление
неразвитости сферы страхования
вообще и социального страхования
в частности превращается в России
в проблему общегосударственную. Между
тем, рынок социального страхования
услуг может выступать в
Реформы, происходящие
в России, и направленные на реформирование
прежде всего рыночных отношений, касаются
и страхования. Страхование в России в
современных условиях развивается на
принципах, кардинально отличающихся
от тех, которые существовали в течение
семидесяти лет централизованной, командно-административной
системы. Поэтому для современного менеджера,
экономиста, предпринимателя, да и просто
гражданина необходимо иметь представление
о том, какую роль играет страхование и
каким образом его можно использовать
для защиты от возможных убытков в процессе
хозяйственной деятельности и в личной
жизни.Первоначально внебюджетные фонды
появились в виде специальных фондов или
особых счетов задолго до возникновения
бюджета.В ходе перехода к рыночной экономике
произошла модернизация финансовой системы,
и прежде всего ее центрального звена
-- общегосударственных финансов. Один
за одним возникли и выделились внебюджетные
фонды - это фонды денежных средств, образуемые
вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенные
для реализации конституционных прав
граждан и удовлетворения некоторых потребностей
социального и экономического характера.
В Российской Федерации созданы и действуют
три государственных социальных внебюджетных
фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации и фонды обязательного медицинского
страхования. Государственные внебюджетные
фонды являются составной частью финансовой
системы Российской Федерации. Особое
значение среди государственных внебюджетных
фондов имеют вышеперечисленные социальные
внебюджетные фонды, которые аккумулируют
средства для реализации важнейших социальных
гарантий - государственного пенсионного
обеспечения, поддержки в сфере занятости,
оказания бесплатной медицинской помощи,
поддержки в случае потери трудоспособности,
во время отпуска по беременности и родам,
санаторно-курортного обслуживания и
прочих.Целью данной работы является рассмотрение
сущности и особенности функционирования
фонда и его место в бюджетной системе
России. Исходя из поставленной цели можно
выделить следующие задачи: - определение
сущности, цели, задачи, структуры и управления
фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение
проблем и перспектив развития фонда.
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ
На основании
Положения о Фонде социального
страхования от 12.02.1994 года № 101 (в
ред. Постановлений Правительства
РФ от 02.08.2005 N 484) Фонд социального страхования
Российской Федерации (далее именуется
- Фонд) управляет средствами государственного
социального страхования
1.2. Место и роль фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ
В советский
период подавляющая часть социальных
расходов осуществлялась из бюджета, что
соответствовало уравнительному характеру
существовавшей системы оплаты труда
и социального обеспечения. С началом
экономических реформ ресурсы для финансирования
пенсионного, медицинского и иных видов
социального обеспечения были обособлены
из бюджета и переданы в систему государственных
внебюджетных фондов, действующих на принципах
обязательного государственного страхования.
В настоящее время среди объективных и
субъективных мотивов, лежавших в основе
этого решения, трудно выделить главный.
Теоретически в пользу внебюджетного
финансирования социальных расходов с
использованием страховых механизмов
можно привести тот аргумент, что оно позволяет
установить более жесткую зависимость
между вкладом гражданина в производство
национального продукта и объемом предоставляемых
ему в случае утраты работы или трудоспособности
социальных льгот. Однако на практике
учреждение в 1991-1993 годах внебюджетных
фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, Государственного фонда
занятости населения и фондов обязательного
медицинского страхования) не изменило
принципов финансирования социального
обеспечения по сравнению с советским
периодом.В системе социальных услуг,
предоставляемых бюджетной системой Российской
Федерации, федеральные внебюджетные
фонды занимают основное место. Через
систему социальных внебюджетных фондов
осуществляется финансирование почти
половины всех социальных расходов консолидированного
бюджета России.
2. Бюджет фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:налоговые доходы:
- единый социальный
налог - по ставке, установленной
НК РФ в части, зачисляемой
в Фонд социального
- доходы, распределяемые
органами Федерального
Неналоговые доходы:
- страховые взносы
на обязательное социальное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от
размещения временно свободных
средств Фонда социального
- штрафы, санкции,
суммы, поступающие в
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные
трансферты из федерального
- прочие поступления.
Расходы бюджета
Фонда социального страхования
осуществляются исключительно на цели,
определенные законодательством РФ,
включая законодательство о конкретных
видах обязательного
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году - 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию - в 2008 году - 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита - 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.Представленный проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.Расходы Фонда предусмотрены - в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году - 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование - в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.В проекте бюджета Фонда предусмотрено увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.Будет увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в 2009 году - 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на 2008 год в размере 38500 рублей, в 2009 году - 41000 рублей и в 2010 году - 43500 рублей.
Размер единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера , установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.Проект бюджета Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.В составе трансфертов, перечисляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации запланированы ассигнования на: выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).
Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Но не смотря на это страховой рынок в современной России развивается быстрыми темпами. Начиная с 2004г. ощущаются последствия серьезных изменений в страховом законодательстве. Впервые за последние годы возросла в совокупных страховых взносах доля обязательного страхования. Рост страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом объясняется в основном восстановлением динамики рынка страхования жизни. Но при этом надежда некоторых страховых компаний на моментальное увеличение количества договоров с физическими лицами по добровольным видам страхования не реализовалась. Существуют и иные проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России. Вполне традиционны ссылки на неплатежеспособность потенциальных страхователей, а так же несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности. Многих страховщиков, занимающихся работой в регионах, беспокоят вопросы конкурентной борьбы и тесно связанного с ними монополизма крупных страховых компаний. В настоящее время у многих граждан России есть страховые интересы и финансовые ресурсы, остающиеся практически недоступными для страховых компаний. Представители так называемого российского среднего класса еще только должны будут появиться на страховом рынке, а в дальнейшем потребуется актуализировать под этих клиентов системы предоставления и продвижения страховых услуг.В России обязательное государственное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами.