Банковские операции и процесс их развития на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является решение научных задач по эффективному использованию и внедрению новых банковских продуктов для совершенствования банковской системы и её развития на современном этапе. В рамках достижения и раскрытия поставленной цели предполагается решение следующих задач:
 раскрыть сущность активных и пассивных банковских операций;
 охарактеризовать активные банковские операции;

Содержание

Введение
Глава I Банковские операции
1.1. Банковские операции. Основные понятия.
1.2. Краткая характеристика активных и пассивных банковских операций
Глава II Развитие пластиковых карт
2.1. Этапы развития пластиковых карт
2.2. Статистика пластиковых карт
Глава III Перспективы и проблемы развития пластиковых карт в России
3.1. Проблемы развития пластиковых карт в России
3.2 Перспективы развития пластиковых карт в России
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Банковские операции и процесс их развития на совресенном этапе.docx

— 126.97 Кб (Скачать)

Срочный депозит - это самый выгодный для вкладчиков вид депозитов, по которому банк, как правило, дает вкладчику максимальный процент, однако при этом вкладчик не имеет возможности снять денежные средства без потери накопленных процентов.

Депозит с минимальным  неснимаемым остатком - это комбинированная форма, представляющая собой нечто среднее между срочным депозитом и депозитом до востребования, как правило при открытии такого депозитного счета вкладчик вносит определенную сумму, которую не имеет права снять до окончания срока вклада.

Активные операции банков

Собственные вложения банка  отражаются в активе баланса и  соответственно называются его активами, а операции с активами — активными  операциями.

К активным операциям относятся  операции по размещению имеющихся у  банков ресурсов для получения прибыли  и обеспечения ликвидности. Прибыль  и ликвидность – два основополагающих принципа. Которые отражают сущность активных операций. Присущих банку  как коммерческому предприятию, использующему главным образом  привлеченные ресурсы.

Основными активными операциями являются:

    • кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;
    • инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;
    • кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
    • прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.
    • Кассовые и расчетные операции

Наличие кассовых активов  в необходимом размере – важнейшее  условие обеспечения нормального  функционирования коммерческих банков, использующих денежную наличность для  размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов, включая заработную плату  персоналу, оплату различных материалов и услуг. Денежный запас зависит  от:

1.     величины  текущих обязательств банка;

2.     сроков выдачи  денег клиентам;

3.     расчетов  с собственным персоналом;

4.     развития  бизнеса;

5.     другое.

Значение банковских кассовых операций определяется тем, что от них  зависят формирование кассовой наличности в хозяйстве, соотношение денежных средств между различными активами, статьями, пропорции между массой бумажных, кредитных купюр и билонной (разменной) монетой. Сумма денег  в наличной форме – важная часть  денежного агрегата.

У зарубежных КБ кассовые операции занимают в структуре активов  небольшую долю. У Российских банков этот показатель намного выше.

Основным фактором, повлиявшим на увеличение остатков денежных средств  в кассах банков, был систематический  рост поступлений от продажи иностранной  валюты. Источником кредита служат временно свободные ресурсы в  денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию  отличают три основополагающих принципа - срочность, возвратность и платность.

При этом под срочностью подразумеваются заранее оговоренные  сроки возврата кредитору заемных  средств; под возвратностью - обязательная выплата кредитору суммы основного  долга на оговоренных условиях. Платность  означает, что в данной экономической  операции денежные средства представляют собой специфический товар и, на основе закона стоимости, его цена выражается в процентах.

    • Инвестиционные операции

Инвестиционная деятельность банка связана с покупкой ЦБ, акций и осуществлением других вложений средств с целью получения доходов. Инвестиции средств в виде вложений непосредственно в производство (на строительство новых объектов, приобретение техники, расширение производства) представляют собой капиталовложения, или прямые инвестиции. Наряду с прямыми инвестициями осуществляются вложения денежных средствв приобретение ЦБ и предоставление собственных средств в долгосрочные ссуды. Такие инвестиции в упрощенном виде можно назвать портфельными.

Банковский инвестиционный портфель – это ресурсы банка. Вложенные в ЦБ сторонних учреждений и организаций, а также размещенные  в виде срочных вкладов в других финансово-кредитных учреждениях.

 

    • Кредитные операции

Банковский кредит-это  экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют  заемщикам денежные средства с условием их возврата. Эти отношения предполагают движение стоимости (ссудного капитала) от банка (кредитора) к  ссудозаемщику (дебитору) и обратно. Заемщиками выступают  предприятия всех форм собственности (акционерные предприятия и фирмы, государственные предприятия, частные  предприниматели и т.д.), а также  населения. Возврат полученной заемщиком  стоимости (погашение долга банку) в масштабах одного предприятия  и всей экономики должен быть результатом  воспроизводства в возрастающих размерах. Это определяет экономическую  роль кредита и служит одним из важнейших условий получение  банком прибыли от кредитных операций. Задолженность по кредитам, предоставляемым  населению, может погашаться за счет уменьшения накопления и даже сокращения потребления по сравнению с предыдущим периодом. В то же время кредитование населения обеспечивает рост потребления, стимулирует повышение спроса на товары (особенно дорогостоящие, длительного  пользования) и зависит от уровня доходов населения, определяющих возможность  получения банками прибыли от этих операций.

Кредитные операции занимают наибольшую долю в структуре статей банковских активов и выдаются следующими способами: электронными картами, расчетными операциями через терминал и др.

 

II Глава

2.1. Этапы развития электронных банковских услуг в России и Зарубежом

Переход на новые формы  экономических отношений повлек за собой реструктуризацию банковской системы и внедрение новых  программных форм расчетов.

Одними из первых банки  разработали банковские карты, которые  значительно расширили спектр услуг, предоставляемых банками, и дали начало многим другим электронным банковским технологиям. Сама идея кредитной карточки была выдвинута в книге Эдуарда  Беллами «Глядя назад» в 1880г. Первой известной нам кредитной картой стала выпушенная в 1914г. карта фирмы GeneralPetroleumCorporationofCalifornia, предназначенная  для оплаты нефтепродуктов. Прародительницами  современных карточек были дисконтные карточки отелей, сетей магазинов и газовых компаний, они начали этот бизнес еще в начале прошлого века. Эти карты использовались для учета покупок постоянных клиентов и являлись продолжением торговли в рассрочку. В 1930-х гг. с ростом автомобильной индустрии, развития авиакомпаний и торговых фирм для наиболее солидных клиентов компании стали предлагать отсрочку платежа на 30 дней, то, что сегодня называется grace-периодом и без чего сложно представить современную кредитную карту. В 1949г. с появлением карты DinersClub началась эра универсальных кредитных карт, но DinersClub тоже была не банковская компания. И только 1 октября 1958г. была выпушена первая карта AmericanExpress, примерно в это же время первый и второй банки Соединенных Штатов Америки — BankofAmerica и ChaseManhattanBank — приступили к операциям с кредитными карточками. С начала выпусков первых кредитных карт в 1914г. до выпуска первых карт банковскими структурами в 1958г., прошло 44 года. Такие межбанковские ассоциации, как VisaInternational и MasterCardInternational, стали транснациональными корпорациями, ведущими бизнес во всех точках мира. Банки-участники этих систем эмитируют миллионы карт, и есть уже карточные банки, для которых карточный бизнес стал основным источником доходов.

Первым советским эмитентом  международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989г. «золотые» карты EuroCard. Впрочем, такую карту могли получить только особо важные персоны: на всю огромную территорию СССР было выпущено около 30-ти этих карт. Первым российским коммерческим банком, выпустившим в 1991г. собственную карту Visa, стал «Кредо-банк». Но, несмотря на то, что «Кредо-банк» вступил в ассоциацию EuroCard/MasterCard, эмитировать эти карты наряду с картой Visa он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации EuroCard/MasterCard

С 1993г. Europay (EuroCard/MasterCard) серьезно изменила свою тактику в России. Компания активизировала прием российских банков в члены ассоциации; для  работы с ними был открыт офис в  Москве. Была создана Ассоциация российских членов Europay, которая помогает в настоящее  время эффективно решать общие для  банков вопросы.

В 1999—2000 гг. создается российская ассоциация Visa. Заметным событием стало  создание компании «DinersClub Россия», российским учредителем, а впоследствии и расчетным  банком которой стал банк «Империал» (сейчас это банк «Славянский»),таким образом мы можем увидеть, что за период с 2002 по 2009 была осуществлена следующая эмиссия пластиковых карт (Приложение 2). Из чего следует, в 2007 году количество выпущенных карт было наибольшим, это означает, что операций, совершенных с их применением увеличилось (Приложение 3).

За несколько лет с  появления первой международной  карты, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: Россия стала полноправным регионом в международных  карточных платежных системах. Ассоциация Visa, в которую первый российский банк (Сбербанк РФ) был принят в 1988г., сотрудничает сегодня с 45 российскими  банками. Оценивая ситуацию на рынке  внутрироссийских карт, можно отметить устойчивый рост числа платиковых карт и остатков денежных средств, хранящихся на них.

В настоящее время на российском «пластиковом» рынке действуют  одновременно две группы платежных  систем: зарубежные (международные) и  отечественные. Причем российские платежные  системы, такие как «СТБ Карт», «Юнион Кард», «Волга» или «Золотая Корона», из-за дешевизны их тарифов опережают  по количеству выданных в России карт ряд международных компаний.

После успешного принятия финансовых карт на рынке банковских услуг, многие банки продолжили внедрение  электронных технологий в свои операции и стали разрабатывать различные  виды Дистанционного банковского обслуживания. Впервые такое обслуживание появилось  примерно двадцать лет назад, когда  строительное общество NottinghamBuildingSociety, британская телефонная компания BritishTelecom и BankofScotland объединили свои усилия для  создания новой технологии - программы Homelink. Это был качественный скачок в развитии удаленных банковских технологий. Дистанционное банковское обслуживание по телефону получило особенно благодатную почву для своего распространения в США. До середины 90-х гг. американские банки не имели  возможности открывать филиалы  в других штатах, поэтому эта система  предоставляла единственную возможность  выйти на клиентуру в национальном масштабе. Одним из пионеров в этом деле был NorthCarolinaNationalBank, который в 1990 г. предложил своим клиентам более 30 услуг и операций через телефонную систему, для чего был создан довольно большой саll-центр, который позднее  был усовершенствован с сокращением  численности операторов. В 1990 г. ежедневное число обращений в систему  составляло около 200 тыс. В последнее  время также активно начали развиваться  технологии WAP- и SMS-обслуживания, которые  используют коммуникационные возможности  мобильной телефонии для оперативного обслуживания клиентов.

Теоретические основы ДБО

Банковская пластиковая  карта – это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг, а в некоторых случаях и для совершения иных денежных операций, таких, как получение кредита, получение наличных денег в банках и их филиалах (в так называемых пунктах выдачи наличных) и через банковские автоматы (банкоматы), внесение наличных денег в банки через банкоматы. Фактически они представляют собой заменители денежных знаков одновременно во всех их функциях, а также инструмент получения наличных денег со счета в банке; являются одним из прогрессивных средств организации безналичных платежей.

Особенностью продаж и  выдач наличных по картам является то, что при этих операциях, осуществляемых магазинами и банками, товары и наличные деньги предоставляются клиентам сразу, а средства виз возмещение поступают  на счета обслуживающих предприятий  чаще всего через некоторое время (как правило, 2-3 дня). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты – держатели карт получают их лишь в пользование.

Банковские  карты делятся на:

1) дебетовые — карты, которые позволяют их держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете (оплата товаров и услуг), и/или получать при необходимости наличные (все в пределах расходного лимита, установленного банком).

Данные карты позволяют  клиенту банка получать наличные в банкоматах и оплачивать свои покупки  только в пределах суммы, имеющейся  на его специальном карточном  счете (либо просто на счетах в банке  — эмитенте карты). Таким образом, при оплате покупки дебетовой  картой необходим звонок в банк или процес-синговый центр для установления того, сможет ли клиент заплатить требуемую сумму. При этом сумма сразу списывается со счета или блокируется до прибытия в процессинговый центр товарного чека — слипа, после чего окончательно списывается. С момента оплаты покупки или услуги через процессинговый центр и до ее окончательного списания или же «возвращения» на счет (в случае ошибки или выявления фальсификации) списываемая сумма клиенту «не видна»;

2) кредитные кредитовые — карты, которые позволяют их держателям оплачивать товары и услуги и/или получать наличные в размере предоставленной банком кредитной линии (в пределах лимита). Клиент банка, пользующийся такой картой, имеет возможность получать у банка ограниченный кредит в случае оплаты картой товаров или услуг. Выданный клиенту кредит затем погашается путем списания необходимой суммы с его страхового депозита либо клиент компенсирует банку расходы из собственных сбережений наличными или с другого счета;

Информация о работе Банковские операции и процесс их развития на современном этапе