Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Функции, цели и задачи ЦБ РФ

Работа содержит 1 файл

банки.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Организация наличного  денежного обращения. (агрегат МО). Оно представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ.

В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный  банк, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, ибо  они автоматически создавались  благодаря функционированию системы  межфилиальных оборотов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, ибо в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, а не денег.

В США и других капиталистических  странах в начале 20-го столетия экономисты также считали деньгами лишь банкноты и металлические деньги. В последующие  годы в этих странах уже не проводилось  экономического различия между наличными  и безналичными деньгами. Различия сводились к технической стороне  проблемы и связанных с ней  издержек обращения. Объективные условия  перехода России к рыночным отношениям и создание соответствующих коммерческих банков стимулировали идентичный с  другими развитыми странами подход к оценке компонентов денежной массы  в обращении.

Вместе с тем нужно  иметь в виду, что в развитых капиталистических странах доля наличных денег в общей денежной массе находится на уровне 5-10%. В  России удельный вес наличных денег  в их общей сумме пока что неуклонно  возрастает. Это связано с относительно низким уровнем развития по сравнению  с другими странами системы безналичных  платежей.

В 1995 г. произведены крупные  капитальные вложения как со стороны ЦБ РФ, так и со стороны коммерческих банков по созданию материально-технической базы существенного расширения системы безналичных расчетов, в том числе и с населением. Это позволит сократить объемы наличной части денежной массы.

В настоящее время ЦБ РФ проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах определяются объем и источники  поступления наличных денег в  кассы коммерческих банков и оборотные  кассы ЦБ РФ, размеры и укрупненные  направления выдачи наличных денег  предприятиям, организациям, учреждениям  и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т. е. сумма  выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

ЦБ РФ утвердил Положение, регулирующее операции с наличными  деньгами, оно, в частности, предусматривает  установление для каждой организации  лимитов наличных денег в кассах. Лимит остатка денег в кассе  устанавливается обслуживающим  банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и  сферы их деятельности, включая бюджетные. Лимит остатка кассы согласовывается  с руководителем предприятия. Но при необходимости по его просьбе  или в других случаях лимит  пересматривается.

Предприятия имеют право  хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  только для оплаты труда, выплаты  пособий по социальному страхованию  и стипендий не свыше 3 рабочих  дней (для предприятий, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег  в банке. Запрещается оплачивать наличными деньгами сделки на сумму более установленных ЦБ РФ лимитов. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.

Деятельность ЦБ РФ в области  регулирования денежного обращения  и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики  непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое  сообщество и содействием с его  стороны развитию российской экономики.

Характерно в этом отношении  сотрудничество ЦБ РФ с Международным  валютным фондом (МВФ). Россия стала  членом МВФ в 1992 г. Этот фонд через ЦБ РФ финансирует государственные программы борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. Фонд оказывает помощь по преодолению экономического кризиса тому или иному государству лишь при безусловном соблюдении строгой бюджетно-финансовой дисциплины.

Такие условия для правительства-заемщика сводятся к резкому сокращению бюджетного дефицита и уровня инфляции, соответствующему сокращению роста денежной массы  и применению ставок по кредитам выше уровня инфляции. Для выполнения этих условий правительство составляет программу экономического оздоровления и проект очередного бюджета. Базируясь  на этих документах, МВФ выдает кредиты.

Первая серия кредитов была предоставлена России на системные  трансформации. Цель кредитов заключалась  в поддержке политики реформ на начальном, наиболее трудном этапе перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Сейчас сотрудничество с МВФ позволяет рассчитывать на получение финансовой помощи от ведущих капиталистических государств, входящих в “большую семерку”. Кроме того, без сотрудничества с МВФ вряд ли возможно привлечение в крупных размерах иностранных инвестиций для стабилизации рубля и подъема экономики.

Платежная система  Банка России и организация безналичных  расчетов. Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основными формами безналичных  расчетов являются расчеты платежными поручениями, в меньшей степени  применяются расчеты платежными требованиями (по инкассо), расчеты  аккредитивами и чеками применяются  незначительно.

Часть расчетов юридических  и физических лиц осуществляется посредством платежных карт, их применение получает все большее развитие. Коммерческие банки выпускают собственные  платежные карты, карты российских систем (STB Card, Union Card, Золотая Корона), а также международные платежные карты, в частности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express.

Банк России проводит политику обеспечения бесперебойности функционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности.

Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть Банка России.

По данным на начало 1997 года, на территории России функционировало 1500 расчетно-кассовых центров и других учреждений Банка России, осуществляющих расчетное обслуживание 2530 кредитных  организаций, 6116 их филиалов, а также  счетов бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических  лиц в случаях, предусмотренных  законодательством.

Банком России издан "Справочник банковских идентификационных кодов  участников расчетов на территории Российской Федерации" ("Справочник БИК РФ"), который содержит информацию о наименовании кредитной организации-участнике  расчетов, ее банковском идентификационном  коде, корреспондентском счете в  Банке России, местонахождении и  др. "Справочник БИК РФ" периодически корректируется.

Кредитные организации, расположенные  на территории Российской Федерации (резиденты), имеющие лицензию Центрального банка  Российской Федерации на совершение банковских операций, открывают только один корреспондентский счет в одном  из учреждений Банка России (расчетно-кассовом центре или операционном управлении), которое осуществляет их обслуживание. Филиалы кредитных организаций  имеют корреспондентские субсчета, но некоторые филиалы осуществляют расчеты только через корреспондентский  счет головного банка.

Для осуществления безналичных  расчетов юридическим и физическим лицам открываются счета в  коммерческих банках, в особых случаях  счета юридическим лицам также  могут быть открыты в учреждениях  Банка России. Расчеты клиентов учреждений банков с клиентами других учреждений банков, их расчеты с бюджетом и  внебюджетными фондами производятся через корреспондентские счета. Что касается расчетов между клиентами  одного банка, то они проводятся списанием  или зачислением средств на соответствующие  счета клиентов, минуя корреспондентский  счет банка.

Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми одним вычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов. Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная в установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид локального клиринга.

Расчеты между расчетно-кассовыми  центрами по операциям кредитных  организаций, а также по их собственным  операциям осуществляются через  счета межфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являются авизо по МФО.

Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центров подтверждается совпадением  начальных и ответных оборотов в  процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.

Платежи осуществляются при  наличии и в пределах средств  на корреспондентских счетах. Не исключена  ситуация, когда у банка не достает  средств, в этом случае очередность  списания средств с корреспондентских счетов банков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, а также по собственным платежам банков производится в очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченные расчетные документы при этом помещаются в картотеку к корреспондентскому счету кредитной организации.

Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология). Доля электронных  платежей в течение 1996 года увеличивалась  по количеству и сумме проведенных  документов за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей.

Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и не должен превышать  двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и  пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальных  банков, в том числе по перераспределению  кредитных ресурсов, осуществляется между головным банком и его филиалами  и между филиалами банков с  отражением на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются.

Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентские  счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режим функционирования корреспондентского счета одного банка  в другом определяется по соглашению между ними.

Операции, проводимые по корреспондентским  счетам банков -корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида: операции, основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов; вторые включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по торговле ресурсами на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитую корреспондентскую сеть, способны осуществлять расчеты с максимальной скоростью и образуют собственные расчетные системы.

Развитие корреспондентских  отношений зависит от различных  факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных  ресурсов, возможности участия в  торгах на региональных валютных биржах и других.

Расчеты между банками - корреспондентами составляют значительную часть всего  платежного оборота России. Таким  способом совершается большая часть  расчетов с банками стран СНГ  и зарубежными банками.

Еще одним способом межбанковских  расчетов являются расчеты через  клиринговые палаты, как негосударственные, так и действующие на базе расчетно-кассовых центров Банка России.

В основу принципов проведения клиринговых операций положены две  возможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников расчетов в клиринговом  учреждении. Окончательный расчет в  этом случае осуществляет Центральный  банк Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным  агентом по такой схеме является само клиринговое учреждение.

По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать Клиринговая  палата Межбанковского финансового  дома. По второй модели, по данным на конец 1996 года, действовало 6 клиринговых учреждений, расчеты через них осуществляли 143 кредитные организации и филиала. Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее время невелик. Банк России играет определяющую роль в разработке принципов организации клиринговых операций и контролирует их соблюдение.

В 1996 году была разработана  Стратегия развития платежной системы  России, которая содержит основные долгосрочные и среднесрочные мероприятия. Они включают создание системы расчетов в режиме реального времени, т.е. переход на качественно новый  уровень передачи банковской информации, развитие негосударственных расчетных  и клиринговых систем с соответствующим  регламентированием и надзором за их деятельностью, разработку систем стандартизации и сертификации банковских технологий, создание в России условий для  внедрения расчетов платежными (пластиковыми) картами.

Основной задачей Департамента методологии и организации расчетов является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов на основе проведения единой политики в области безналичных  расчетов.

Деятельность Департамента касается безналичных расчетов, совершаемых  в рублях на территории Российской Федерации. Департамент разрабатывает  правила, формы, сроки и стандарты  безналичных расчетов и осуществляет контроль за правильностью прохождения операций через расчетную сеть Банка России. Для этого Департамент разрабатывает методологию идентификации участников расчетов, проводит обследования платежного оборота, анализирует состояние различных расчетных и платежных систем.

Информация о работе Банковская система