Банк России -эволюция, деятельность на современном этапе развития Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяли Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной и заслуживает более подробного исследования.

Работа содержит 1 файл

фдок 3.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Банк  России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

     - золото и другие драгоценные  металлы в различной форме;

     - иностранная валюта;

     - векселя в российской и иностранной  валюте со сроком погашения  до шести месяцев;

     - государственные ценные бумаги.

     Списки  векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением  кредитов ЦБ РФ могут выступать и  другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые  Советом директоров.

     Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.4

     Банк  России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

     Главная цель банковского регулирования  и надзора заключается в поддержании  стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

     Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

     В этих полномочиях Банка России проявляются  его координирующие и контрольные  функции за деятельностью кредитных  организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные  управления Банка России, являющиеся его филиалами.

     Банк  России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

     В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию. 5 Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

     Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

     Банк  России также вправе обслуживать  клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

     Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Средства  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов хранятся в Банке  России, если иное не установлено федеральными законами. 
 
 

3.2.  Роль Банка России в преодолении глобального кризиса

     Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы  антикризисных мер является минимизация  масштабов экономического кризиса  и смягчение его последствий  для населения и экономики.

     В настоящее время Правительство  РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

  1. Курсовая политика;
  2. Поддержка банковской системы;
  3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
  4. Налоговая и бюджетная политика;
  5. Тарифная политика;
  6. Содействие занятости населения;
  7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
  8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
  9. Нефтяная промышленность;
  10. Автомобилестроение;
  11. Сельхозмашиностроение;
  12. Оборонно-промышленный комплекс;
  13. Малый и средний бизнес;
  14. Авиационные перевозки;
  15. Розничная торговля;
  16. Аграрно-промышленный комплекс;
  17. Инфраструктурные проекты;
  18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.

     Особое  внимание необходимо обратить на последний пункт, т.к. с него и начинается реализация упомянутых выше мер.

     Во-первых, была образована Правительственная  комиссия по повышению устойчивости российской экономики. Во-вторых, в  данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики. В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

      - совершенствование процедур реорганизации  коммерческих организаций, включая  кредитные, путем исключения безусловного  права кредиторов на досрочное  погашение долга в случае реорганизации; 

  - совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;

  - совершенствование залоговых правоотношений;

  - расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;

  - обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;

  - снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;

  - разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;

  - введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;

      - введение общего собрания владельцев  облигаций как механизма консолидации  мнений владельцев облигаций; 

  - уточнение условий выпуска биржевых облигаций.6

     Средства  для покрытия бюджетного дефицита государство  будет искать не только в резервном  фонде. Вырастет и внутренний долг.

     В случае более резкого, чем можно  сейчас предположить, спада бюджетных  доходов возможно финансирование дефицита бюджета через рост внутреннего долга – объема выпущенных Минфином облигаций, которые может рефинансировать ЦБ.

     Денежно-кредитная  политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. 
 
 
 
 
 

3.3.  Состояние и перспективы развития денежно – кредитной системы в России

     Правовые  основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3.

     С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

     Для осуществления эмиссионно-кассового  регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий  в главных территориальных управлениях  Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы  по приему и выдаче наличных денег  и резервные фонды денежных билетов и монет.

     Резервные фонды денежных билетов и монет - это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

     В коммерческих банках создание таких  фондов не предусмотрено, т.к. у них  имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

     Центробанк  РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых - 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей - 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .

     В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.    

  Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 7

     Укрепление  номинального курса национальной денежной единицы в 2006 г. стало важным сигналом участникам денежного рынка для  пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота - для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

     Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого  определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

     В плане усиления эффективности регулирования  денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности  национальной валюты как средства сбережения.

     Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что  особенно наглядно проявляется в  международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время - около(6 млрд. дол-США),что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.

     Капитал банковской системы, достаточный для  обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП  страны. В России он примерно в 2 раза ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

    В данной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого  звена кредитно-финансовой системы, цели и задачи их организации, освещены их функции и операции. Также была подробно рассмотрена роль Центрального банка РФ в функционировании экономики страны, в частности, значение его как монопольного эмиссионного центра.

Информация о работе Банк России -эволюция, деятельность на современном этапе развития Российской Федерации