Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:48, контрольная работа
Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяли Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной и заслуживает более подробного исследования.
Принцип
независимости - ключевой элемент статуса
Центрального банка Российской Федерации
- проявляется прежде всего в том,
что Банк России не входит в структуру
федеральных органов
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Центральный
банк уполномочен выполнять
В
целях организации налично-
Центральный банк выступает кредитором своей страны. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:
Выполняя функцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета. В процессе кассового исполнения бюджета центральный банк аккумулирует бюджетные поступления, выдаёт финансовые средства, ведёт учёт поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляет финансовым органам отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счёт министерства финансов в центральный банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Таким образом, центральный банк выступает кассиром правительства.
Платёжная система используется центральным банком для реализации денежно-кредитной политики. Средства коммерческих банков, поступающие на счета Центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платёжной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платёжные системы способствуют ускорению обращения денег. В связи с этим задачами центрального банка в организации платёжной системы страны являются:
Для нормального функционирования экономики представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платёжных систем. Чтобы избежать задержек в оплате коммерческих сделок создаются специальные клиринговые палаты, осуществляя безналичные расчеты путём зачёта взаимных требований. В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении вышеперечисленных трёх основных задач центральный банк использует следующие инструменты: содействие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за работой частных клиринговых систем (внешний контроль). Возможность контролировать деятельность частных клиринговых палат предоставляется в зависимости от того, как центральный банк выполняет функции кредитора последней инстанции. Центральные банки оказывают помощь лишь в том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определённые проблемы, возникшие в результате их неэффективной деятельности.
Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платёжной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль над их деятельностью.
Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Цели данной политики, как следует, определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что Центральный банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно.
Обычно при
Инструментами и методами денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным Законом о Банке России являются следующие:
(Приложение № 3)
Следует отметить, что самыми главными инструментами из всех являются установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента, процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная (декоративная) роль. Рассмотрим их подробнее:
Минимальные резервы – законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования.
В настоящее время в Российской Федерации норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения составляет 10%, по вкладам населения – 7%. Расчётный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.
Однако, при длительном применении резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.