Банк России -эволюция, деятельность на современном этапе развития Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяли Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной и заслуживает более подробного исследования.

Работа содержит 1 файл

фдок 3.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

    Принцип независимости - ключевой элемент статуса  Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

2.1 Основные функции Центрального банка

    Центральный банк уполномочен выполнять следующие  функции:

  1. Монопольная эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации. Эта функция является одной из самых старейших и, кроме того, одной из наиболее важных функций Центрального банка.  С развитием капитализма она перенесла существенные изменения: раньше наряду с центральными банками эмиссию банкнот производили и коммерческие банки, но в процессе сосредоточения эмиссии в крупнейших банках и  дальнейшее преобразование этих банков в центральные монополия на выпуск банкнот закрепилась лишь за одним банком страны – центральным. В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте. (Приложение № 1)

    В целях организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

  1. прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;
  3. установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  4. определение порядка ведения кассовых операций.
    •      Банк банков. Это означает, что центральный банк призван совершать операции преимущественно с банками данной страны – России. Центральный банк может хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (это кредитор последней инстанции), осуществлять надзор за их деятельностью, выдавать и отзывать лицензии на деятельность коммерческих банков, а так же поддерживать необходимый уровень стандартизации и профессионализма  в национальной кредитной системе.
    •      Центральный банк выполняет функцию банкира правительства, т.е. осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчётов правительства с другими странами.

    Центральный банк выступает кредитором своей  страны. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга  являются:

  1. денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счёт разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Но это чревато и опасными последствиями, такими как обесценение денег и усиление инфляции;
  2. прямые кредиты Центрального банка;
  3. выпуск государственных займов, которые применяются для покрытия бюджетных дефицитов страны путём аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определённый срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Держатели государственных займов – коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.

    Выполняя  функцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета.  В процессе кассового исполнения бюджета центральный банк аккумулирует бюджетные поступления, выдаёт финансовые средства, ведёт учёт поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляет финансовым органам отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счёт министерства финансов в центральный банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Таким образом, центральный банк выступает кассиром правительства.

    • Центральный банк – главный расчётный центр страны.

    Платёжная система используется центральным  банком для реализации денежно-кредитной  политики. Средства коммерческих банков, поступающие на счета Центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платёжной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платёжные системы способствуют ускорению обращения денег. В связи с этим задачами центрального банка в организации платёжной системы страны являются:

      • Поддержание стабильности финансовой структуры;
      • Обеспечение эффективного функционирования платёжной системы
      • Проведение денежно-кредитной политики.

    Для нормального функционирования экономики  представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платёжных систем. Чтобы избежать задержек в оплате коммерческих сделок создаются специальные клиринговые палаты, осуществляя безналичные расчеты путём зачёта взаимных требований. В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении вышеперечисленных трёх основных задач центральный банк использует следующие инструменты: содействие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за работой частных клиринговых систем (внешний контроль). Возможность контролировать деятельность частных клиринговых палат предоставляется в зависимости от того, как центральный банк выполняет функции кредитора последней инстанции. Центральные банки оказывают помощь лишь в том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определённые проблемы, возникшие в результате их неэффективной деятельности.

    Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платёжной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или  осуществляя контроль над их деятельностью.

    • Центральный банк призван быть органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

2.2. Денежно-кредитная политика Центрального банка

          Денежно-кредитная  политика является единой государственной  политикой, которая разрабатывается  и проводится Центральным банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

          Цели данной политики, как следует, определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики  является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что Центральный банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно.

          Обычно при проведении денежно-кредитной политики Центральный  банк России придерживается соблюдения целевого ориентира прироста денежной массы, которое носит название «таргетирование» (от англ. target – цель). Целевой ориентир  прироста денежной массы определяется на конкретный срок, например на год вперед, но может корректироваться в течении данного периода. Размеры денежной массы находятся в прямой зависимости от проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики и в то же время тесно связаны с общими изменениями экономической конъюнктуры страны. (Приложение № 2)

          Инструментами и  методами денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным  Законом о Банке России  являются следующие:

  1. процентные ставки по операциям Центрального банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. 

    (Приложение  № 3)

    Следует отметить, что самыми главными инструментами  из всех являются  установление минимальных  резервных требований, регулирование  официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента, процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная (декоративная) роль. Рассмотрим их подробнее:

    • Резервные требования Центрального банка служат инструментом проведения монетарной политики государства.  Это метод косвенного регулирования , который применяется для регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии.

          Минимальные резервы  – законодательно обязательная норма  депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования. 

          В настоящее время  в Российской Федерации норма  отчисления в Фонд обязательного  резервирования от всех видов привлечения  составляет 10%, по вкладам населения  – 7%. Расчётный период выполнения резервных  требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

          Однако, при длительном применении резервных требований в  качестве инструмента денежно-кредитной  политики возникают и  негативные для банковской системы последствия:

  1. Повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;
  2. Широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.
    • Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России.  Федеральный закон предусматривает, что Центральный банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций (ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а так же депозитным операциям) или сводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития.  Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.
    • Законом о Центральном банке России предусмотрено проведение Банком операций на открытом рынке.

          Под  операциями  на   открытом   рынке   понимаются  купля-продажа Банком России казначейских векселей,  государственных  облигаций и прочих  государственных ценных  бумаг,  краткосрочные  операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

          Для оживления экономики  Центральный банк увеличивает спрос  на ценные бумаги. Он либо фиксирует  курс, при достижении которого он скупает  любой предлагаемый объем, либо приобретает  определённое количество ценных бумаг  данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

Информация о работе Банк России -эволюция, деятельность на современном этапе развития Российской Федерации