Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:24, курсовая работа
Одним из самых популярных видов кредитования, безусловно, является, автокредитование. Приобрести автомобиль хочется многим, однако не многие могут позволить себе приобретение авто за наличные. Приобрести машину можно в кредит, что гораздо удобнее, нежели годами собирать на свою колесную мечту. То есть автомобиль Вы приобретаете за деньги банка, а после выплачиваете банку эти деньги с процентами.
Введение 2
Глава 1 Кредитование физических лиц как одна из функций
кредитно-финансовых институтов 5
Банковский кредит как экономическая категория……..5
Цена банковского кредита ..8
1.3. Нормативная база банковского кредитования 12
Глава 2 Автокредитование как банковский продукт………………………....15
2.1. Автокредит и его виды . 15
2.2. Условия автокредитования .22
2.3. Порядок авто кредитования физических лиц .25
Глава 3 .Тенденции развития авто кредитования .39
3.1. Аналитика рынка……………………………………………………..39
3.2. .Перспективы развития автокредита………………………………..43
3.3. Рынок автокредитования сегодня…………………………………..49
Заключение 53
Приложения………………………………………………………………....... .58
После перевода банком денежных средств на покупку транспортного средства за счет выданного кредита, заемщик, в течение 5 рабочих дней с момента перевода денежных средств в оплату транспортного средства, должен явиться в автосалон для оформления процедуры постановки транспортного средства на учет в ГИБДД. Подтверждением перевода банком денежных средств на счет автосалона является их поступление на расчетный счет автосалона или при предъявлении заемщиком соответствующих платежных документов банка, свидетельствующих об этом.
После постановки транспортного средства на учет в ГИБДД (ГАИ) ПТС подлежит передаче автосалоном (заемщиком) на время действия кредитного договора на хранение в кредитное подразделение филиала банка на
основании акта приема - передачи (Приложение 8), составленному в 2-х экземплярах (один автосалону (заемщику), второй банку), который подшивается в кредитное досье заемщика.
В случае неявки заемщика в автосалон в течение данного срока без уважительной причины, автосалон возвращает в банк на счет заемщика денежные средства, перечисленные в счет оплаты за приобретаемое транспортное средство. При этом банк имеет право взыскать с возвращенных денежных средств заемщика неустойку в размере 5% от суммы выданного кредита. Любые другие комиссии банка, взысканные с заемщика за рассмотрение или выдачу кредита, возврату не подлежат [4, С.9-10].
Условия страхования
Приобретаемое в кредит транспортное средство, а также гражданская
ответственность заемщика, подлежат обязательному страхованию на весь
срок действия кредитного договора в страховой компании по следующим
страховым программам:
Договоры страхования по рискам, определенным в дополнительных условиях, должны быть заключены и оплачены не позднее даты заключения кредитного договора.
Страхование производится только в определенных банком страховых компаниях (с которыми заключен договор о сотрудничестве), за исключением программ кредитования, позволяющих оформлять договоры страхования в любых страховых компаниях.
Выгодоприобретателем в случае хищения, полной конструктивной гибели транспортного средства и страхования жизни заемщика по договорам страхования является банк.
Страхование должно быть непрерывным в течение всего срока действия кредитного договора. По договорам страхования оплата осуществляется на срок не менее одного года либо до конца действия договора с представлением в банк страховых полисов и документов, подтверждающих факт оплаты. Страховые полисы и документы, подтверждающие их оплату, на второй и последующие годы оплачиваются заемщиком не позднее 30 календарных дней до окончания предыдущего срока и представляются в банк не позднее 2 рабочих дней с даты оплаты страховых полисов.
Страховая сумма должна составлять:
по договору
страхования транспортного
по договору страхования жизни заемщика - не менее размера задолженности по кредитному договору и суммы процентов, подлежащих уплате на момент заключения (продления) договора страхования;
по договору
страхования гражданской
При наступлении страхового случая по риску "Угон", "Хищение", полная конструктивная гибель - "Уничтожение", "Несчастный случай", "Полная утрата трудоспособности" банк как выгодоприобретатель получает всю причитающуюся сумму страховой выплаты, направляет полученные средства на погашение задолженности в соответствии с очередностью, указанной в кредитном договоре, оставшуюся сумму направляет на счет клиента.
В случае наступления страхового случая по договору страхования транспортного средства выгодоприобретателем является:
- банк - в случае
невозможности восстановления первоначальной
стоимости транспортного средства (полной
конструктивной гибели) -
в размере кредита и начисленных процентов,
не возвращенных заемщиком банку на момент
наступления страхового случая, с выплатой
оставшейся части страховой
премии заемщику;
- заемщик - для восстановления
первоначальной стоимости (ремонта) автомобиля
- в размере, предусмотренном договором
страхования.
При наступлении страхового случая страховая
компания в соответствии с договором,
заключенным между банком и страховой
компанией, информирует банк о наступлении
страхового случая и сумме возмещенного
ущерба.
В соответствии с условиями договора залога заемщик обязан использовать страховые выплаты, полученные от страховой компании в качестве компенсации ущерба на восстановление первоначальной стоимости предмета залога (транспортного средства). В течение 30 календарных дней с момента получения информации от страховой компании о выплате страхового возмещения, сотрудник кредитного подразделения осуществляет проверку состояния предмета залога путем получения документов, подтверждающих прохождение транспортным средством процедуры ремонта в соответствии с причиненным ущербом.
Заемщик обязан установить на свое транспортное средство противоугонное средство, либо активизировать на транспортном средстве штатные противоугонные устройства. Список необходимых противоугонных устройств определяется страховой компанией по согласованию с филиалом банка.
В то же время существует проблема некорректного оформления страховки, когда договор страхования заключается на срок меньший, чем срок действия кредитного договора. В этом случае, если клиент уклоняется от
продления страховки на автомобиль, риски банка существенно возрастают.
Чтобы избежать такой ситуации, большинство банков включают в текст кредитного договора пункты о возможности применения в подобных случаях финансовых и нефинансовых штрафных санкций, вплоть до расторжения договора и изъятия машины.
Погашение кредита и процентов
Погашение кредита производится в соответствии с графиком платежей, в котором сумма к погашению определяется равными платежами ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления кредита. Сумма ежемесячного платежа состоит из суммы основного долга и суммы начисленных процентов. Погашение кредита производится путем безакцептного списания со счета заемщика, открытого в уполномоченном подразделении, в день, указанный в графике погашения.
Суммы, вносимые (перечисленные) заемщиком на счет, списываются в уплату погашения задолженности по кредитному договору в очередности, указанной в договоре. Погашение кредита с текущих счетов физических лиц в иностранной валюте оформляется мемориальным ордером. Досрочное погашение кредита осуществляется только в уполномоченном подразделении, в котором оформлен кредитный договор, и производится на основании заявления заемщика.
Заемщик вправе осуществлять досрочное погашение всей суммы основного долга и начисленных процентов по истечении первых 90 дней с момента выдачи кредита, без взимания банком дополнительных комиссий. В случаи досрочного погашения заемщиком всей или части суммы основного долга и начисленных процентов до истечения 90 дней с даты выдачи кредита банк взимает с заемщика комиссию в соответствии с действующими тарифами банка.
При досрочном погашении кредита в первую очередь уплачиваются проценты, рассчитанные по дату проведения досрочного погашения включительно.
При частичном досрочном погашении кредита осуществляется пересчет платежей в погашение кредита и процентов по нему. По выбору заемщика пересчет графика погашения формируется:
с сохранением количества платежей, при этом сумма очередного платежа уменьшается;
с уменьшением количества платежей, при этом сумма ежемесячного платежа не изменяется, производится пересчет сумм, направляемых в погашение процентов и основного долга.
После проведения операции досрочного погашения кредитный офицер производит оформление нового графика платежей. График платежей подписывается со стороны заемщика и банка. Один экземпляр графика погашения передается заемщику, второй помещается в кредитное досье.
Отсчет срока для начисления процентов за пользование кредитом начинается со следующего дня после перечисления суммы кредита на счет заемщика и заканчивается датой погашения задолженности по основному долгу (включительно). При ежемесячных и досрочных платежах, направляемых в погашение кредита, дата уплаты процентов включается в период, за который производится начисление процентов. Отсчет срока начисления неустойки за нарушение сроков погашения задолженности начинается с даты, следующей за датой наступления исполнения обязательства, установленной в кредитном договоре, и заканчивается датой внесения платежа (включая эту дату).
При исчислении процентов и неустойки за нарушение сроков погашения задолженности в расчет принимается фактическое количество календарных дней в платежном периоде (в году - 365 или 366 соответственно).
По истечении срока действия кредитного договора и (или) исполнении заемщиком всех обязательств, сотрудник кредитного подразделения подготавливает распоряжение на закрытие ссудного счета заемщика и информирует его о закрытии кредитного договора.
Выдача заемщику ПТС производится кредитным подразделением филиала банка при погашении им всей суммы основного долга по кредиту, а также процентов, комиссий, пеней, штрафов [5, С.10-13].
Глава 3. Тенденции развития автокредитования
3.1. Аналитика рынка
Исследуя историю
развития автокредитования в России
можно условно выделить три этапа. Первый этап – до 1998 года - «зачаточное»
состояние, это время иностранного финансирования,
«запредельных» процентов и жестких ограничений
для заемщиков. Второй этап – с 1998-го по
2002 год, когда российский рынок автокредитования
начал делать первые самостоятельные
шаги, характеризуется адаптацией западных
схем кредитования для России, и ограниченным
числом банков, предоставляющих кредиты.
Третий этап начался в 2003 году. Это период
бурного роста рынка автокредитования.
Если в начале 2002 года услугу автокредитования
предоставляло всего около десяти банков,
то в 2003 году только в Москве было уже более
30 реальных игроков этого сегмента бизнеса.
С каждым годом их число росло в геометрической
пропорции.
Началась активная борьба за клиента,
банки начали снижать процентные ставки
и пошли в сегмент кредитования отечественных
автомобилей.
Аналитическое
агентство «Автостат» провело исследование
рынка автокредитования в России,
по результатам которого подготовило
маркетинговый отчет. Ряд основных
цифр и фактов из этого отчета мы
предлагаем вашему вниманию.
Самыми характерными для россйского рынка
кредитования чертами являются его молодость,
динамичность развития и высокий потенциал.
Первые покупки автомобилей в кредит в
России были совершены не более десяти
лет назад. При этом уже в 2003 году объем
рынка автокредитования оценивался в
1,65 млрд. USD, а в текущем году этот показатель
вырастет до 28 млрд. USD. То есть всего за
пять лет емкость рынка увеличилась в
17 раз, а стоимость одного «среднестатистического»
кредита выросла до 14,8 тыс. USD.
Стремясь привлечь потребителей,
банки начинают предлагать разнообразные
кредитные программы. Проценты за пользование
кредитом подошли к своему минимальному
порогу – ставке рефинансирования.
Для расширения круга потенциальных
заемщиков банки увеличивают срок кредитования до 5-7 лет, минимизируют
количество документов, требуемых для
оформления кредитов (паспорт и водительское
удостоверение), предлагают «экспресс»-
оформление, когда срок рассмотрения заявки
не превышает 30 минут. Все шире предлагаются
такие варианты кредитов, как «кредит
с обратным выкупом» и «кредит на автомобиль
с пробегом» и ряд других (см. раздел «Варианты
кредитов»).
Стабилизация процентных ставок. В 2006-2007 годах снижение
стабилизация процентных ставок по кредитам
практически прекратилось.
Региональная экспансия. Конкуренция
на двух крупнейших российских рынках
(Москва и Санкт-Петербург) стала очень
высокой и дальнейшее развитие идет в
основном за счет развития крупных сетевых
игроков и «нишевых» проектов. Развитие
региональных программ столичными банками
приводит к дополнительной конкуренции
на местном уровне. Тем не менее, по некоторым
данным потребность в кредитах в российских
регионах сейчас удовлетворяется пока
еще не в полном объеме.
«Прозрачность» кредитов. Если раньше
банки, стремясь получить свою выгоду,
маскировали затраты по кредиту, взимая
различные комиссии, обязывая покупать
страховку только у «своих» страховых
компаний, то теперь программы автокредитования
видоизменяются в интересах покупателя.
Автокредиты от производителей. Усилению
конкуренции на рынке автокредитования
способствует приход новых игроков в лице
банков иностранных автопроизводителей.
(см раздел «Автокредиты от производителей»).
Автокредитование продолжает
оставаться основной движущей силой
российского автомобильного рынка. Объем продаж
новых легковых автомобилей, как в количественном,
так и в денежном выражении достаточно
быстро растет именно за счет притока
на рынок кредитных ресурсов.
Шесть лет назад (в 2002 году), по нашей оценке,
с использованием кредитных схем было
продано всего около 70 тысяч автомобилей,
а рынок автокредитов оценивался в 650 млн.
USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил
около 100 тысяч машин, что добавило к емкости
этого рынка еще около 1 млрд. USD. В 2004 году
по кредитным схемам уже было продано
порядка 350 тысяч автомобилей, а объем
рынка составил порядка 3,6 млрд. USD.
Очередной, 2005 год показал более чем 40-процентный
рост этого рынка. За год с использованием
кредитных денег было продано порядка
500 тысяч легковых автомобилей, а объем
рынка увеличился до 5,5 млрд. USD. На тот
момент уже каждый третий автомобиль продавался
через кредитные схемы.
В 2006 году автокредитование охватило более
40% рынка - 750 тыс. автомобилей, а финансовая
ёмкость этого сегмента бизнеса выросла
до 9 млрд. USD, то есть почти в два раза больше,
чем в 2007 году. Фактически тогда автокредитование
приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2008 году все основные тенденции
сохранились. В 2008 году из 2,4 млн. проданных
на российском рынке автомобилей - 1,15 млн.
были приобретены с использованием различных
кредитных схем. Суммарная емкость рынка
автокредитования составила 16 млрд. USD,
а стоимость одного «среднестатистического»
кредита выросла до 13,9 тыс. USD.