Аудиторский контроль в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

В настоящее время в Украине складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы аудиторского контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……....3
1 Становление и развитие аудиторского контроля ……………...…….………...……4
2 Сущность и типы аудиторской деятельности………............…..….…………............5
3 Аудиторский контроль в Украине…… ……..……….…………...……............…....12
Заключение……………………………………………………………….………..……15
Список использованных источников………………….………………………...…….16

Работа содержит 1 файл

становление и развитие аудит контроля.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Внешняя аудиторская  проверка проводится за определенный проверяемый период и ограничена временными рамками. Она не позволяет оперативно устранить выявленные нарушения.

Результаты внешней  аудиторской проверки оформляют  в виде аудиторских заключений, отчетов, справок, рекомендаций, проектов.

Внутренний аудит  осуществляется специалистами или  службой экономического субъекта. Основная задача внутреннего аудита – решение  отдельных функциональных проблем  управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит направлен на обеспечение эффективной деятельности экономического субъекта и его структурных звеньев.

Цель внутреннего  аудита – помочь сотрудникам организации  эффективно выполнять свои функции.

Потребность во внутреннем аудите в первую очередь  возникает в крупных компаниях, где руководство не в силах осуществлять постоянный контроль деятельности организации и ее структурных подразделений.

Основные функции  внутреннего аудита:

1. Проверка действующей системы бухгалтерского учета, внутреннего контроля и разработка рекомендаций по их улучшению;

2. Проверка оперативной и бухгалтерской  информации;

3. Проверка наличия имущества,  его состояния и обеспечения  условий сохранности;

4. Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, решений руководства, инструкций;

5. Разработка мер и предложений  по устранению выявленных недостатков;

6. Проверка деятельности различных  звеньев управления;

7. Расследование случаев злоупотреблений;

8. Оценка используемого программного  средства;

9. Работа над специальными проектами; [4]

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости  в структуре управления экон. субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется  и представляет отчеты, назначившему его руководству и (или) собственнику.

Наличие службы внутреннего аудита в организации повышает степень  доверия к отчетности клиента  со стороны внешних аудиторов. Они  при планировании проверки изучают  работу внутренних аудиторов, оценивают её и принимают решение об использовании её результатов и порядке взаимодействия со службами внутреннего аудита.

II. По отношению к требованиям законодательства различают:

а) обязательный аудит

б) инициативный аудит

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух. учета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель: проверка и подтверждение  законности хоз. операций, правильности их отражения в учете и достоверности фин. отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит. Обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации. Расходы по проведению обязательного аудита включаются в затраты организации.

Инициативный (добровольный) аудит  проводится по решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния, а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовка к обязательному аудиту. Инициативный аудит можно проводить в качестве подготовки и проведения обязательного аудита.

В теории аудита различают варианты аудита в зависимости от признака лежащего в основе его проведения:

1) по виду объектов аудита (аудируемых лиц):

А) банковский

Б) аудит страховых организаций (страховой)

В) аудит бирж

Г) аудит инвестиционных фондов

Д) аудит внебюджетных фондов

Е) общий аудит

2) по периодичности осуществления:

А) первоначальный

Б) периодический (повторяющийся)

Первоначальный аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данной организации впервые, такой аудит связан с большим риском и трудоемкостью, так как у аудиторов отсутствуют сведения о клиенте и его особенностях.

Периодический аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данном экономическом субъекте повторно или периодически на основе заключаемых договоров.

3) по назначению:

А) аудит бухгалтерской отчетности - проверка отчетности экономического субъекта с целью вынесения заключения о её соответствии установленным критериям и общепринятым правилам ведения бухгалтерского учета.

Б) аудит на соответствие - проверка соблюдения в процессе финансово-хозяйственной  деятельности установленных норм, законодательных  актов, инструкций и т. п. Кроме того, аудит на соответствие может быть проведен в отношении персонала организации со стороны администрации или по заказу собственников, акционеров на предмет их соответствия занимаемой должности, а также для проверки соблюдения администрацией норм управления согласно Уставу.

В) операционно-управленческий - проверка функционирования отдельных подразделений  организации для оценки их эффективности, надежности, значимости в целях управления.

Г) налоговый аудит - проверка правильности взаимоотношений организации с  налоговыми органами по уплате налогов и др. обязательных платежей.

Д) специальный (технический, экологический  и др.)

4) по характеру проверки:

А) подтверждающий аудит - основан  на проверки и подтверждении каждой хозяйственной операции бух. документов и отчетности.

Б) аудит базирующийся на риске. Выборочная проверка, которая в основном сконцентрирована на тех областях деятельности организации, где вероятность наличия ошибок, пропусков, недостатков более высокая. При такой проверке задача аудитора заключается в правильном определении рисков для предприятия (аудируемого лица). Такие проверки позволяют сократить время, материальные затраты и получить приемлемый результат.

В) системно-ориентированный аудит  – выборочная проверка, которая  основана на глубоком предварительном анализе системы внутреннего контроля.

Аудиторский аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет. Необходимость аудита обусловливается: 
■ государственными интересами, а именно, необходимостью охватить финансовым контролем негосударственный сектор экономики. Это позволяет увеличить поступления в бюджет как результат правильного налогообложения, не расходуя при этом государственных средств. Более того, аудиторские организации и аудиторы сами являются налогоплательщиками и участвуют в формировании бюджета; 
■ интересами предприятий и организаций всех форм собственности. Предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности нуждаются в квалифицированной помощи в организации финансов, бухгалтерского учета, в оптимизации налогообложения, в других услугах, оказываемых аудиторскими фирмами; 
■ аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей финансовые отчеты и способной допустить в ней искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками, различными пользователями финансовой информации, заинтересованными в достоверных данных. [4]

Задачи аудита сходны с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных  операций действующему законодательству. В то же время имеются существенные отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности: 
1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на обеспечение его платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т. е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная деятельность в первую очередь защищает интересы государства, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйствования законодательства, нормативных актов с применением к нарушителям различных мер воздействия; 
2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите — горизонтальные, добровольные, на договорной основе, при проведении ревизий — вертикальные, в порядке административного назначения; 
3) аудиторские услуги оплачивает клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством; 
4) аудитор и ревизор могут проводить проверки выборочным методом. При обнаружении нарушений аудитор имеет право ограничиться выборочной проверкой и предоставить возможность самому клиенту исправить ошибки за весь период. Ревизор в данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь                                                                              проверяемый период для определения размера ущерба, установления виновных лиц; 
5) эффективность аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и результатов аудиторской проверки. Эффективность ревизии определяет соответствующий контролирующий орган. Количественно эффективность выражается размерами допричислений в бюджет налогов, других поступлений, величиной восстановленных виновными сумм растрат, хищений, потерь от бесхозяйственности; 
6) результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента. По результатам ревизии составляется акт, содержащий организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых впоследствии контролируется; 
7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита,  ревизоры имеют право предать их гласности.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ В УКРАИНЕ

 

 

Это новый вид аудиторского контроля, возникший в Украине с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их аудиторского состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Существует две основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине;
  2. проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.

Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам..

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый  вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило, отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами  оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам.

Сфера действия аудиторского контроля в Украине расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект «Об аудиторской деятельности в Украине», находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание украинских аудиторских заключений зарубежными потребителями. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, после изучения и  изложения данной темы, можно сделать следующие выводы.

1)Аудиторский контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

2) Назначение аудиторского контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

3) Аудит –  внешний независимый финансовый  контроль, который осуществляется  независимыми декламированными  аудиторами, не работающими в  проверяемой компании.

4) Для осуществления аудиторского контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

5) Выделяют внешний и внутренний аудиторский контроль.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в Украине пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы аудиторского контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля.

При совершенствовании системы аудиторского контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта.

Информация о работе Аудиторский контроль в Украине