Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:44, реферат
В настоящее время в Украине складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы аудиторского контроля.
Введение…………………………………………………………………………..……....3
1 Становление и развитие аудиторского контроля ……………...…….………...……4
2 Сущность и типы аудиторской деятельности………............…..….…………............5
3 Аудиторский контроль в Украине…… ……..……….…………...……............…....12
Заключение……………………………………………………………….………..……15
Список использованных источников………………….………………………...…….16
Внешняя аудиторская проверка проводится за определенный проверяемый период и ограничена временными рамками. Она не позволяет оперативно устранить выявленные нарушения.
Результаты внешней аудиторской проверки оформляют в виде аудиторских заключений, отчетов, справок, рекомендаций, проектов.
Внутренний аудит осуществляется специалистами или службой экономического субъекта. Основная задача внутреннего аудита – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит направлен на обеспечение эффективной деятельности экономического субъекта и его структурных звеньев.
Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Потребность во внутреннем аудите в первую очередь возникает в крупных компаниях, где руководство не в силах осуществлять постоянный контроль деятельности организации и ее структурных подразделений.
Основные функции внутреннего аудита:
1. Проверка действующей системы бухгалтерского учета, внутреннего контроля и разработка рекомендаций по их улучшению;
2. Проверка оперативной и
3. Проверка наличия имущества, его состояния и обеспечения условий сохранности;
4. Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, решений руководства, инструкций;
5. Разработка мер и предложений
по устранению выявленных
6. Проверка деятельности
7. Расследование случаев злоупотр
8. Оценка используемого
9. Работа над специальными
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экон. субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется и представляет отчеты, назначившему его руководству и (или) собственнику.
Наличие службы внутреннего аудита в организации повышает степень доверия к отчетности клиента со стороны внешних аудиторов. Они при планировании проверки изучают работу внутренних аудиторов, оценивают её и принимают решение об использовании её результатов и порядке взаимодействия со службами внутреннего аудита.
II. По отношению к требованиям законодательства различают:
а) обязательный аудит
б) инициативный аудит
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух. учета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель: проверка и подтверждение
законности хоз. операций, правильности
их отражения в учете и
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния, а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовка к обязательному аудиту. Инициативный аудит можно проводить в качестве подготовки и проведения обязательного аудита.
В теории аудита различают варианты аудита в зависимости от признака лежащего в основе его проведения:
1) по виду объектов аудита (аудируемых лиц):
А) банковский
Б) аудит страховых организаций (страховой)
В) аудит бирж
Г) аудит инвестиционных фондов
Д) аудит внебюджетных фондов
Е) общий аудит
2) по периодичности осуществления:
А) первоначальный
Б) периодический (повторяющийся)
Первоначальный аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данной организации впервые, такой аудит связан с большим риском и трудоемкостью, так как у аудиторов отсутствуют сведения о клиенте и его особенностях.
Периодический аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данном экономическом субъекте повторно или периодически на основе заключаемых договоров.
3) по назначению:
А) аудит бухгалтерской отчетности - проверка отчетности экономического субъекта с целью вынесения заключения о её соответствии установленным критериям и общепринятым правилам ведения бухгалтерского учета.
Б) аудит на соответствие - проверка соблюдения в процессе финансово-хозяйственной деятельности установленных норм, законодательных актов, инструкций и т. п. Кроме того, аудит на соответствие может быть проведен в отношении персонала организации со стороны администрации или по заказу собственников, акционеров на предмет их соответствия занимаемой должности, а также для проверки соблюдения администрацией норм управления согласно Уставу.
В) операционно-управленческий - проверка функционирования отдельных подразделений организации для оценки их эффективности, надежности, значимости в целях управления.
Г) налоговый аудит - проверка правильности взаимоотношений организации с налоговыми органами по уплате налогов и др. обязательных платежей.
Д) специальный (технический, экологический и др.)
4) по характеру проверки:
А) подтверждающий аудит - основан на проверки и подтверждении каждой хозяйственной операции бух. документов и отчетности.
Б) аудит базирующийся на риске. Выборочная
проверка, которая в основном сконцентрирована
на тех областях деятельности организации,
где вероятность наличия
В) системно-ориентированный
Аудиторский аудит представляет
собой независимую деятельность уполномоченных
на то организаций и специалистов по проведению
экспертизы и анализа финансовой отчетности,
по контролю за финансово-хозяйственной
деятельностью, по оказанию других видов
услуг субъектам хозяйствования по их
поручению и за их счет. Необходимость
аудита обусловливается:
■ государственными интересами, а именно,
необходимостью охватить финансовым контролем
негосударственный сектор экономики.
Это позволяет увеличить поступления
в бюджет как результат правильного налогообложения,
не расходуя при этом государственных
средств. Более того, аудиторские организации
и аудиторы сами являются налогоплательщиками
и участвуют в формировании бюджета;
■ интересами предприятий и организаций
всех форм собственности. Предприятия
в условиях хозяйственной самостоятельности
нуждаются в квалифицированной помощи
в организации финансов, бухгалтерского
учета, в оптимизации налогообложения,
в других услугах, оказываемых аудиторскими
фирмами;
■ аудит призван разрешить противоречия
между администрацией предприятия, составляющей
финансовые отчеты и способной допустить
в ней искажения и неточности, и, с другой
стороны, инвесторами, собственниками,
различными пользователями финансовой
информации, заинтересованными в достоверных
данных. [4]
Задачи аудита сходны с задачами
государственного контроля: определить
достоверность проверяемой
1) аудиторская деятельность направлена
на повышение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, на обеспечение
его платежеспособности, на предотвращение
нарушений законодательства во избежание
финансовых и экономических санкций, т.
е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная
деятельность в первую очередь защищает
интересы государства, обеспечивает соблюдение
субъектами хозяйствования законодательства,
нормативных актов с применением к нарушителям
различных мер воздействия;
2) связи между проверяющей организацией
и объектом контроля при аудите — горизонтальные,
добровольные, на договорной основе, при
проведении ревизий — вертикальные, в
порядке административного назначения;
3) аудиторские услуги оплачивает клиент
или по его согласию орган, нуждающийся
в получении аудиторского заключения.
Ревизии оплачиваются вышестоящим органом
или государством;
4) аудитор и ревизор могут проводить проверки
выборочным методом. При обнаружении нарушений
аудитор имеет право ограничиться выборочной
проверкой и предоставить возможность
самому клиенту исправить ошибки за весь
период. Ревизор в данной ситуации должен
провести сплошную проверку за весь
5) эффективность аудиторской проверки
определяется клиентом как соотношение
затрат на аудит и результатов аудиторской
проверки. Эффективность ревизии определяет
соответствующий контролирующий орган.
Количественно эффективность выражается
размерами допричислений в бюджет налогов,
других поступлений, величиной восстановленных
виновными сумм растрат, хищений, потерь
от бесхозяйственности;
6) результаты аудиторской проверки отражаются
в аудиторском заключении и рекомендациях
для клиента. По результатам ревизии составляется
акт, содержащий организационные выводы,
взыскания, обязательные указания, выполнение
которых впоследствии контролируется;
7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность
полученной информации и результатов
аудита, ревизоры имеют право предать
их гласности.[3]
3 АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ В УКРАИНЕ
Это новый вид аудиторского контроля, возникший в Украине с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их аудиторского состояния.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Существует две основные задачи аудиторского контроля:
Обязательной аудиторской
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Все услуги аудиторских организаций
платные. Как правило, отношения
аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами
оформляются договором с
Сфера действия аудиторского контроля в Украине расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект «Об аудиторской деятельности в Украине», находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание украинских аудиторских заключений зарубежными потребителями. [2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, после изучения и изложения данной темы, можно сделать следующие выводы.
1)Аудиторский контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
2) Назначение аудиторского контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
3) Аудит –
внешний независимый
4) Для осуществления аудиторского контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
5) Выделяют внешний и внутренний аудиторский контроль.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в Украине пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы аудиторского контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля.
При совершенствовании системы аудиторского контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта.