Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие «антикризисное управление»……………………………………….4
2.Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления………………………..5
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы……………………………………………………………………………..8
4.Заключение…………………………………………………………………….10
5.Список использованной литературы…………………………………………11

Работа содержит 1 файл

учет и анализ банкротств.docx

— 25.39 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие «антикризисное управление»……………………………………….4

2.Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления………………………..5

3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы……………………………………………………………………………..8

4.Заключение…………………………………………………………………….10

5.Список использованной литературы…………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность. Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств. Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.  

1.Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике. Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном. Таким образом, антикризисное управление — это:

анализ состояния  макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

стратегический  контроллинг фирмы и выработка  стратегии предотвращения ее несостоятельности;

оперативная оценка и анализ финансового состояния  фирмы и выявление возможности  наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. Совершенно ясно, что действие механизма  возникновения кризисного состояния  производственной системы вообще и  фирмы в частности протекает во времени. Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.  

2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления.

Поскольку и внешняя, и внутренняя среды  фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы. Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками. Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.

Факторы внешней  среды, определяющие условия функционирования фирмы .Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы.

1.Детализированные.  

2. сигналы о  нарастании угроз выполнению  миссии фирмы 

3Параметры спроса Величина спроса Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы.

Усиление колебаний  в спросе и прибылях от продажи  товаров фирмы. Стабильность спроса Требования покупателей к качеству товаров фирмы Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты  качества Эластичность спроса Усиление эластичности спроса на товары фирмы  Разнообразие (сегментация) потребителей товаров фирмы

Во всех обслуживаемых  сегментах рынка утрачивается интерес  к товарам фирмы Экономический  Потенциал покупателей Снижение покупательной способности населения.

Параметры факторов Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов. Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов; рост цен на сырье и материалы Конъюнктура Рынков Трудовых ресурсов Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией Конъюнктура Рынков Финансовых ресурсов Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов благотворительных организации Развитие инновационной деятельности Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР Конъюнктура рынков средств производства Сокращение предложения средств производства; рост цен на средства производства.

Параметры родственных и поддерживающих отраслей Изменение Потенциала Родственных отраслей Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию Производственная инфраструктура товаров фирмы Стагнация научно-технического экономи¬ческого потенциала отраслей; внешней инфраструктуры.Социальная инфраструктура Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры Использование достижений, полученных в родственных отраслях Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой стоимости .

Параметры конкурентной среды Соперничество между существующими  конкурирующими системами Конкурентный статус фирмы конкурента существенно  повысился; число конкурирующих  фирм существенно возросло;

ценовая война  началась Конкурентные силы, возникающие  вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей  «Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, существенно снижает потенциальную  прибыль; покупатели охотно «переключаются»  на товар-заменитель ввиду его дешевизны  Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов  Барьер для входа на рынок практически  отсутствует; фирмы, функционирующие  на рынке, проявляют лояльность

к новым конкурентам  Конкурентные силы, возника ющие вследствие экономических возмож ностей и торговых способностей поставщиков Экономический  потенциал поставщиков высок  ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной  конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии .

Деятельность  государственных властных структур Налоговая политика Повышение налоговых  ставок; снятие налоговых льгот с  товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты Кредитно- денежная политика Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации Таможенная политика Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин Правовая среда Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного порядка

Политика цен  и доходов. Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен. Случайные явления Форс-мажорные обстоятельства Стихийные бедствия и т. п. Внешняя Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется. Научно- технические Новые изобретения и т. п. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

3. Факторы внутренней  среды, определяющие  условия функционирования  фирмы.

Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:

Параметры технических  ресурсов фирмы: • средства технического оснащения; • сырье, материалы, полуфабрикаты; • энергия.

Параметры технологических  ресурсов: • НИОКР; • технология изготовления товаров фирмы.

Параметры кадровых ресурсов: • работники, определяющие цели фирмы; • работники, разрабатывающие  средства достижения целей фирмы; • работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы; • работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы; • работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.

Параметры пространственных ресурсов: • территория площадки фирмы; • производственные здания; • непроизводственные здания; • сооружения и инженерные коммуникации.

Параметры ресурсов организационной структуры фирмы: • степень адекватности и время  прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии; • степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой; • степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.

Параметры организационных  ресурсов: • информационное обеспечение  производства; • информационное обеспечение  НИОКР; • информационное обеспечение  управления фирмой; • научно-информационное обслуживание. 7. Параметры финансовых ресурсов: • степень зависимости  от привлекаемых источников финансирования.

Параметры стратегического  потенциала фирмы: • соответствие стратегического  потенциала фирмы (СПФ) ее целям фор¬мирования  конкурентного преимущества (КПФ). В  качестве просматривающей внешнюю  и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов —  специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и  внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного  обеспечения фирмы. Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых

методических  материалов, перечисленных ниже: •  перечень подвергаемых наблюдению общих  и специфических для каждой фирмы  параметров внешней и внутренней среды; • принципы количественной и  качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической  конъюнктуры; • принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического  потенциала и конкурентного статуса  фирмы; • периодичность наблюдения установленных параметров состояния  внутренней и внешней сред фирмы;

методы анализа  возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических  явлений, которые могут вызвать  кризисное состояние фирмы; •  методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений; • методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней  и внутренней среды фирмы и  оценка результатов анализа; • принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования  результатов наблюдений и внутрифирменного

Информация о работе Антикризисное управление