Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, реферат
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие «антикризисное управление»……………………………………….4
2.Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления………………………..5
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы……………………………………………………………………………..8
4.Заключение…………………………………………………………………….10
5.Список использованной литературы…………………………………………11
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Понятие «антикризисное управление»……………………………………….4
2.Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления………………………..5
3.Факторы внутренней
среды, определяющие условия функционирования
фирмы…………………………………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованной
литературы…………………………………………11
Введение.
В еще недавнем
прошлом, в условиях советской экономики,
проблемы антикризисного управления не
только не были актуальными, но даже не
упоминались. В стране господствовала
официальная установка относительно пропорционального
и планомерного, соответственно и бескризисного
развития экономики, отсюда не было и нужды
в антикризисном управлении. Правда, часть
предприятий и в советский период была
убыточной, в промышленности примерно
20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только
наличие убыточных предприятий объяснялось
тем, что государство сознательно устанавливает
более низкие цены на продукцию части
предприятий, в связи с чем возникает такой
феномен в экономике, как планово-убыточные
предприятия. В условиях проведения радикальных
рыночных реформ в России проблемы антикризисного
управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического
хозяйства антикризисное управление играет
особо важную роль в оздоровлении экономики.
Во-вторых, по мере продвижения по пути
"реформ" в России с катастрофической
скоростью нарастало число убыточных
предприятий. Начиная с 1995 г удельный вес
убыточных предприятий в нашей стране
превысил 50% и продолжает расти. Удельный
вес неплатежеспособных предприятий (банкротов
по существу) значительно больше, так как
многие прибыльные предприятия имеют
недостаточно доходов для по крытая своих
денежных обязательств. Успех стратегии
антикризисного управления в первую очередь
зависит от того, как сможет менеджмент
фирмы своевременно обнаружить возникновение
исходного события, с которого начинается
движение к кризисному переломному состоянию
фирмы.
1.Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике. Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном. Таким образом, антикризисное управление — это:
анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;
разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
постоянный учет
риска предпринимательской
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления.
Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы. Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками. Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.
Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы .Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы.
1.Детализированные.
2. сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы
3. Параметры спроса Величина спроса Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы.
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы. Стабильность спроса Требования покупателей к качеству товаров фирмы Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества Эластичность спроса Усиление эластичности спроса на товары фирмы Разнообразие (сегментация) потребителей товаров фирмы
Во всех обслуживаемых
сегментах рынка утрачивается интерес
к товарам фирмы Экономический
Потенциал покупателей Снижение
покупательной способности
Параметры факторов Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов. Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов; рост цен на сырье и материалы Конъюнктура Рынков Трудовых ресурсов Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией Конъюнктура Рынков Финансовых ресурсов Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов благотворительных организации Развитие инновационной деятельности Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР Конъюнктура рынков средств производства Сокращение предложения средств производства; рост цен на средства производства.
Параметры родственных и поддерживающих отраслей Изменение Потенциала Родственных отраслей Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию Производственная инфраструктура товаров фирмы Стагнация научно-технического экономи¬ческого потенциала отраслей; внешней инфраструктуры.Социальная инфраструктура Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры Использование достижений, полученных в родственных отраслях Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой стоимости .
Параметры конкурентной
среды Соперничество между
ценовая война
началась Конкурентные силы, возникающие
вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей
«Потолок цен» создаваемый товаром-
к новым конкурентам
Конкурентные силы, возника ющие вследствие
экономических возмож ностей и торговых
способностей поставщиков Экономический
потенциал поставщиков высок
ввиду существенной доли затрат на
их продукцию в издержках
Деятельность государственных властных структур Налоговая политика Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты Кредитно- денежная политика Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации Таможенная политика Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин Правовая среда Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного порядка
Политика цен и доходов. Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен. Случайные явления Форс-мажорные обстоятельства Стихийные бедствия и т. п. Внешняя Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется. Научно- технические Новые изобретения и т. п. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы.
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
Параметры технических ресурсов фирмы: • средства технического оснащения; • сырье, материалы, полуфабрикаты; • энергия.
Параметры технологических ресурсов: • НИОКР; • технология изготовления товаров фирмы.
Параметры кадровых ресурсов: • работники, определяющие цели фирмы; • работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы; • работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы; • работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы; • работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
Параметры пространственных ресурсов: • территория площадки фирмы; • производственные здания; • непроизводственные здания; • сооружения и инженерные коммуникации.
Параметры ресурсов
организационной структуры
Параметры организационных ресурсов: • информационное обеспечение производства; • информационное обеспечение НИОКР; • информационное обеспечение управления фирмой; • научно-информационное обслуживание. 7. Параметры финансовых ресурсов: • степень зависимости от привлекаемых источников финансирования.
Параметры стратегического потенциала фирмы: • соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям фор¬мирования конкурентного преимущества (КПФ). В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы. Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых
методических материалов, перечисленных ниже: • перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды; • принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры; • принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы; • периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;
методы анализа
возможных последствий, выявленных
в процессе наблюдения исходных экономических
явлений, которые могут вызвать
кризисное состояние фирмы; •
методы определения «контрольных точек»
в цепочках» экономических