Антикризисная политика американской администрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Затем финансовый кризис стал перерастать в экономический. Из-за сокращения кредита вслед за рынком жилищного строительства начал сокращаться также рынок товаров длительного потребления, а потом и другие рынки. Затем начали сокращаться и потребительские расходы. Падают и инвестиции. В результате ВВП США в последнем квартале 2008 г. сократился на 0,8%, а в первом квартале 2009г. – на 6,3%. Правда, в последние месяцы рынок ценных бумаг показывает некоторые признаки оживления, что дает повод оптимистам уже видеть свет в конце туннеля.

Содержание

Введение 3
Антикризисная политика американской администрации 4
Администрация президента Барака Обамы 4
Здравоохранение 4
Образование 5
Энергетика 5
Социальное обеспечение 5
Финансовая реформа 6
Заключение 8
Список использованной литературы: 10

Работа содержит 1 файл

Доклад (Финансы) - кризис сша.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    Невиданные  за всю американскую фискальную историю  после Второй мировой войны дефицитные бюджеты были представлены как социально  ориентированные бюджеты долгосрочного  развития потенциала американской экономики, в том числе и потенциала её человеческих ресурсов.

    Тем не менее, 20 марта Бюджетное управление Конгресса США (БУК) опубликовало свою оценку долгосрочных экономических и фискальных последствий принятия бюджетного плана администрации Б.Обамы, которая в целом подтвердила худшие опасения пессимистически настроенных аналитиков и экспертов о том, что прогрессивный рост бюджетных дефицитов и долга федерального правительства в ближайшем обозримом будущем будет крайне негативно сказываться на экономическом развитии США.

    В результате, согласно расчётам БУК, в  следующем десятилетии доля федеральных расходов должна увеличиться с 23,6 % ВВП в 2011 фин.г. до 24,5 % ВВП США к 2019 фин.г. Эти показатели будут довольно значительно превышать среднегодовую величину доли федеральных расходов в ВВП США, наблюдавшуюся за последние 40 лет и составившую 20,7 %. В абсолютном выражении этот скачок также выглядит достаточно внушительно: с 1,6 трлн. долл. в 2008 фин.г. до 2,6 трлн. долл. в 2009 фин.г., и после этого в течение следующего десятилетия социальные расходы должны предположительно составлять не менее 2,0 трлн. долл. ежегодно в первой половине десятилетия 2010-х годов.

    Эти показатели рельефно отражают главный  эффект стратегических планов администрации  Обамы по введению в США системы  всеобщего медицинского страхования  и расширения ряда других социально-экономических программ – значительный рост доли федерального сектора в экономике США как одно из самых вероятных последствий преодоления американской экономикой текущих экономических трудностей. Это предполагаемое увеличение является логическим повторением американского опыта выхода из Великой Депрессии 1930-х годов и резкого расширения роли и значения социальных программ во второй половине 1960-х годов (как следствие целенаправленной политики демократических администраций Дж.Кеннеди), которые в конечном итоге привели к тому, что в 1970-е годы социальные расходы стали доминирующей статьей расходных статей федерального бюджета.

    Упор  на большую перераспределительную  роль федерального правительства и  федерального бюджета в ВВП США  подкрепляется и расчётами БУК, согласно которым доля доходных статей федерального бюджета предположительно увеличится с 17,2 % ВВП в 2011 фин.г. до 18,8 % ВВП в 2013 фин.гг. и останется на уровне порядка 19,0 % ВВП вплоть до конца следующего десятилетия.

    Принципиально важным выводом в отношении перспектив развития американской экономики в  ближайшем обозримом будущем, сделанным  БУК в достаточно осторожной форме, явился вывод о том, что несмотря на то, что уже в следующем 2010 г. следует ожидать положительных темпов роста американской экономики порядка 3,8 %, полностью оправиться от последствий «великой рецессии», начавшейся в декабре 2007 г., американская экономика вряд ли сможет ранее 2014 г., когда она предположительно должна выйти на тенденции развития докризисного периода (по показателю потерь в объёме реального производимого ВВП, который учитывает действие многих других факторов, в том числе и нормы безработицы).

    И, наконец, в конце марта Главное  контрольно-финансовое управление (ГКФУ) при Конгрессе США также подготовило долгосрочный прогноз состояния федеральных финансов, основанный на прогностических оценках БУК, опубликованных 20 марта. Главным в этих оценках было то, что реализация бюджетных инициатив администрации Обамы, в том числе и по выводу американской экономики из текущего экономического кризиса, который предположительно должен был завершиться к концу первого срока пребывания администрации Обамы у власти, действительно направляла систему федеральных финансов на иную траекторию дефицитного финансирования, при которой после 2012 фин.г. дефицит федерального бюджета предположительно должен был прогрессивно увеличиваться и ежегодно превышать 5 % ВВП США. При этом уже в начале 2020-х годов долг федерального правительства внешним держателям должен был вплотную приблизиться к историческому максимуму, зафиксированному в 1946 фин.г. на отметке109 % ВВП США.

    Отношение республиканцев к бюджету администрации  ещё в начале марта в виде обширного  программного заявления обобщил  сопредседатель Бюджетного комитета Сената сенатор-республиканец Дж.Грегг, который подчеркнул, что бюджет президента Обамы «представляет собой самое масштабное расширение роли государства в экономике за всю американскую историю. Бюджетные предложения администрации приведут к тому, что во многих сферах государственное вмешательство будет носить беспрецедентные масштабы». В результате роста и доходных, и расходных статей федерального бюджета «в течение 10 лет долг федерального правительства увеличится с 5,8 трлн. долл. до 15 трлн. долл.», т.е. утроится, и «американцам следующих двух поколений придётся работать только на то, чтобы расплатиться по долгам, которые оставит им в наследство наше поколение». Вследствие реализации бюджетных предложений Обамы в полном объёме среднегодовые дефициты федерального бюджета увеличатся с 1—2 % ВВП, наблюдавшихся в течение последних 20 лет, до 3—4 % ВВП на протяжении 2010-х фин. годов, а долг федерального правительства внешним его держателям возрастёт с 40 % ВВП до 67 %, что «является недопустимым, поскольку американская экономика вряд ли сможет выдержать нагрузки подобного рода».[13]

    Особую  критику республиканцев вызвали  план реформы системы здравоохранения, который − по их заключению −  и является основным ответственным за рост социальных расходов в сумме 1,2 трлн. долл. в период 2010—2019 фин.гг., и т.н. «налог на богатых», предполагающий  повышение ставки подоходных налогов до 42 % на физические лица с доходами 250 тыс. долл. и выше, что будет представлять собой колоссальный удар по малому бизнесу, т.е. по тем людям, которые владеют ресторанами, небольшими фирмами и т.п., и которые «создают основную массу рабочих мест в американской экономике».

    Спустя  месяц, согласительной комиссии обеих  палат Конгресса удалось преодолеть все разногласия и разночтения в раздельных бюджетных резолюциях Палаты представителей и Сената США, и итоговая резолюция Конгресса по проекту федерального бюджета на 2010 фин.г. была принята в окончательном виде 29 апреля, т.е. в тот день, когда Белый Дом официально отметил 100-дневное пребывание у власти Б.Обамы. Эта резолюция почти полностью воспроизвела подавляющую часть показателей, представленных в бюджетной заявке администрации Обамы. 

    Основные показатели федерального бюджета в 2009 и 2010 фин.гг., одобренные Конгрессом США

    Фин.год     2009     2010
    Расходы, в млрд. долл.     3879     3555
    Доходы, в млрд. долл.     2186     2322
    Дефицит, в млрд. долл.     1693     1233
    Федеральный долг внешним держателям, в млрд. долл.     7729     8778
    Расходы, в % ВВП     27,6     24,7
    Доходы, в % ВВП     15,5     16,1
    Дефицит, в % ВВП     - 12,0     - 8,6
    Федеральный долг внешним держателям, в % ВВП     55,0     60,9

Заключение

    Довольно  «либеральное отношение» администрации  к проблеме стремительно растущих бюджетных  дефицитов, имеет непосредственное отношение к американской экономической истории. Алармистские настроения, широко распространившиеся в США в 2008 г., согласно которым США вступили в «Великую Депрессию 2,0» и проведут в ней лет десять, заставили ведущих американских экономистов искать пути скорейшего выхода из наступившего финансово-экономического кризиса  с тем, чтобы избежать самого худшего сценария. «Логическое моделирование» хода Великой Депрессии 1930-х годов, проведённое многими авторитетными американскими экономистами, позволило им прийти к одному интересному выводу теоретического плана: вполне возможно, что США избежали бы экономического кризиса 1929—1933 гг. и последующего чрезвычайно медленного восстановления экономики, если бы они уже на рубеже 1920-х—1930-х годов решительно использовали весь арсенал методов бюджетного стимулирования экономики, к которому они  прибегли только в конце Великой Депрессии, по сути, в начале 1940-х годов, с наступлением Второй мировой войны и под мощным идейным влиянием работ Дж.Кейнса.

    Выступая  в конце марта с.г. на слушаниях в Конгрессе, специально посвящённых урокам «нового курса» Ф.Рузвельта, председатель Экономического совета при президенте США К.Ромер озвучила именно эту точку зрения, заявив, что она полностью солидарна с высказанным некогда мнением о том, что «во время Великой Депрессии фискальная политика оказалась неспособной возродить американскую экономику не потому, что она не сработала, а тому, что её и не пытались использовать». В 1930-е годы в США господствовала рыночная ортодоксия, с которой был вынужден считаться даже Ф.Рузвельт, который, придя к власти, увеличил дефицит федерального бюджета США всего на 1,5 % ВВП: «Рузвельт также столкнулся с аналогичным проциклическим поведением системы штатных и местных финансов, с которым сталкивается президент Обама … В результате совокупная фискальная экспансия в 1930-е годы носила весьма ограниченный характер, и поэтому она крайне незначительно повлияла на экономику». Именно этот урок, как подчеркнула К.Ромер, с самого начала своей деятельности хорошо усвоила администрация Б.Обамы. Возможно, администрация Обамы в ближайшем обозримом будущем не будет стремиться ограничить свои амбициозные планы во внутренней и во внешней политике фактором соблюдения жёсткой бюджетной дисциплины, исходя из того, что в настоящее время Америка переживает времена, когда каждый «лишний» потраченный бюджетный доллар в конечном итоге внесёт свой весомый  вклад в мощный подъём американской экономики, который, как надеется администрация, наступит уже в 2010 г. 

 

Список использованной литературы:

  1. Testimony of Peter R. Orszag, Director of the Office of Management and Budget Before the Committee on the Budget, United States Senate. March 10, 2009. P. 2. – http://congress/senate/gov.              
  2. Васильев В.С. «Американская надежда» в фискальном измерении, или первый бюджет администрации Б.Обамы. – «Россия и Америка в XXI веке», № 1, 2009.
  3. Senate Budget Committee. uStatement by Senate Budget Committee Chairman Kent Conrad (D-ND) on CBO Reestimate of President Obama’s Budget. March 20, 2009. – http://www.senate.gov.       
  4. OMB Director Blog. Climbing the Hill. March 25, 2009. − http://www.omb.gov. Впоследствии в американской печати появились публикации, которые в достаточно незавуалированной форме описали действие «невидимой руки Белого Дома», или правильнее сказать «рук П.Орзага и его помощников» в составлении и утверждении бюджетных резолюций Палаты представителей и Сената США. По сути, опираясь на свои прежние связи и знакомства, П.Орзаг и другие сотрудники АБУ, которые ранее работали в структурах Конгресса, в том числе и в БУК, тщательно контролировали весь процесс прохождения резолюций через обе палаты, выступив в роли их своеобразных кураторов. Как указал в своей обширной статье американский журналист Р.Лизза, «штат Белого Дома при Обаме переполнен бывшими членами Конгресса и сотрудниками его аппарата. Они играют роль законодательных стратегов и составителей сделок. На вопрос о том, каким образом они собираются реализовать амбициозную бюджетную стратегию администрации, они чаще всего отвечают, используя выражение “великий компромисс”».   «Бюджетный фронт» в настоящее время, возможно, является самым главным «театром военный действий» администрации Обамы, от успешности действий на котором зависит конечная её судьба; в частности, республиканцы всерьёз рассчитывают на то, чтобы при обсуждении в Конгрессе проекта реформы системы здравоохранения «превратить вопрос о контроле над её бюджетными издержками в главную проблему, которая в конечном итоге торпедирует реформу, а вместе с ней поставит крест и на президентстве Обамы». (Lizza R. Money Talks. Can Peter Orszag keep the President’s political goals economically viable? – “The New Yorker”, May 4, 2009).  

Информация о работе Антикризисная политика американской администрации