Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики ……………….4
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия.4
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………...9
1.3 Классификация государственной антиинфляционной политики………..13
Глава 2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции…………………………………….…………………………………...17
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства…………………...17
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов.......21
Глава 3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………….……24
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ……………….24
3.2 Антиинфляционная политика государства в 2011 году…………………..31
Заключение……………………………………………………………….……...38
Список литературы……………………………………………………………...39
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.[9] Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.[10]
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
1) ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.[11]
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
3.2 Антиинфляционная политика государства в 2011 году
Прогноз Bank of America - Merrill Lynch на 2011г. составляет 8%-9%. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2011 год составляет 9.4%.
Прогноз Минфина РФ: 6.5-7.5%.
Ежемесячные темпы инфляции:
январь: 2.4%;
февраль: 0.8% (или на 3.2% с начала года);
март: 0.6% (или 9.4% годовых или 3.8% с начала года);
апрель: 0.4% (или 4.2% с начала года);
май: 0.5% (или 4.7% с начала года);
июнь: 0.2% (или 4.9% с начала года);
июль: 0.0%;
август: -0.2% (дефляция);
сентябрь: 0.0% (или 4.7% с начала года);
октябрь: 0.4% (или 5.1% с начала года);
ноябрь: 0.4%*;
декабрь: 0.5%*.
Ежеквартальные темпы инфляции в 2011 году:
квартал: 3.8%;
квартал: 1.1% (или 4.9% с начала года);
квартал: -0,2% (или 4.7% с начала года);
квартал: 1,1%*.
Причины инфляции в 2011 году:
1) рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
2) рост цен на сахар (на мировом рынке);
3) рост цен на говядину и свинину;
4) рост цен на продукты (гречка, картофель);
5) рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
6) увеличение бюджетных расходов;
7) рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
8) низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
9) высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
10) сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию.[12]
Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.
В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).
В марте на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+9%), на гречневую крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце марта 2011г. составила 2845,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,7%, а с начала года - на 8,4%. В то же время снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству государства, снизились на 0,8%. Среди других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в марте - компьютеры и сотовые телефоны, зимняя обувь и одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения артериального давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты и проигрыватели.
В апреле среди продуктов одним из лидеров по темпам увеличения цен стали куриные яйца - они подорожали в среднем по стране на 6,2%. по-прежнему зарегистрирован заметный прирост цен на пшено и гречневую крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных товаров дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и бензина).
В мае продовольственные товары без плодоовощной продукции подорожали на 0,2% и 10,9% соответственно. Непродовольственные товары стали дороже на 0,8% и 5,9%. Цены на услуги выросли за май на 0,7%, а за январь-май - на 8,2%.
По итогам пяти месяцев цены на продовольственные товары выросли на 14%.
В июне среди непродовольственных товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%..
Цены на продовольственные товары в июле снизились на 0.7%, что внесло отрицательный вклад в инфляцию (-0,3 п.п.), Непродовольственные товары в июле стали дороже в среднем на 0.3%, что внесло в инфляцию данного месяца 0,1 п.п. Наибольший вклад в агрегированный ИПЦ в июле внесли услуги (0,17 п.п.), подорожавшие на 0,6% (0,7% - в июне).
Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11.5%.
Причины снижения инфляции в 2011 году:[13]
1) низкий потребительский спрос;
2) укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);
3) стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (II-III кварталы);
4) замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке;
5) рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции;
6) снижение монетарного давления;
7) сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.
Антиинфляционная политика государства в 2011 году:
1) таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
2) продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
3) для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
4) ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
5) повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;