Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики ……………….4
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия.4
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………...9
1.3 Классификация государственной антиинфляционной политики………..13
Глава 2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции…………………………………….…………………………………...17
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства…………………...17
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов.......21
Глава 3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………….……24
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ……………….24
3.2 Антиинфляционная политика государства в 2011 году…………………..31
Заключение……………………………………………………………….……...38
Список литературы……………………………………………………………...39
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
]Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:
· сокращение инфляционного потенциала
· предсказуемость динамики инфляции.
· снижение темпов инфляции
· стабилизация цен
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах соответствии с темпом роста ВВП).
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[4]
Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:
- сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов кредитования коммерческих банков;
- увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
- повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
- фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
1.3 Классификация государственной антиинфляционной политики
В современной практике стран мира накоплен богатый опят использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.
С точки зрения продолжительности и радикальности, антиинфляционных мер, существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использование денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии, как более радикальный способ решения проблемы. Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предлагает небольшое, плавное снижение денежной массы и использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты как обязательные резервы, учётная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность Центрального банка на рынке валюты и т.д.
Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержке предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры.
Антиинфляционная политика, нацелена на корректировку величин денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция - для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.
Важнейшей проблемой экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот. Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политик, для повышения - предпочтение отдадут политике доходов.
Противодействие инфляционным изменениям осуществляется так же с позиции факторов инфляции спроса и инфляции издержек.
Регулирование спроса осуществляется путём проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует денежно - кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения, инфляция снижается за счёт уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового бремени. Дефляционная политики применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, уровня курса национальной валюты и ограничение бюджетного дефицита.
Основными отрицательными последствиями дефляционной политики являются: замедление экономического роста, вызываемое сокращение инвестиций; расширение бартерных отношений во взаиморасчётах; усиление дефицита бюджета государства; развитие кризисных явлений в экономике страны; увеличение социальной напряжённости общества.
Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или устанавливание предела роста доходов и цен сокращает денежную массу. Этот вид политики носит немонитарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызывает ими увеличение цен. Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому для создания конкурентной среды контроль за ценами необходим. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.
Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определённые товары либо сдерживая их уровень в определённых пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран.
Конкурентное стимулирование производства осуществляется путём проведения фискальной политики. Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут проводиться избирательно.
Методы нейтрализации инфляции в зависимости от её темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие её дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффектным считается использование селективных (выборочных) методов, соответствующих её виду. Чтобы изменить пропорции роста заработной платы и цен, например, применяется индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленней, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь, предполагает сочетание различных способов её регулирования, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем, например роста безработицы и спада производства[5].
Уменьшение темпов инфляции путём параллельного применения различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.
Глава 2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.