Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать особенности и закономерностей инфляционных процессов в Российской Федерации, рассмотреть подходы к реализации эффективной антиинфляционной государственной политики. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить сущность инфляции и формы ее проявления;
2. Рассмотреть особенности инфляционных процессов в РФ;
3. Оценить антиинфляционную политику нашего государства.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы анализа инфляционных процессов и мер антиинфляционного регулирования…………………………………………… 5
1.1. Сущность инфляции и формы ее проявления…………………………….. 5
1.2. Эволюция теоретических представлений об инфляции и антиинфляционном регулировании……………………………………………. 7
1.3.Виды инфляции, типы инфляции………………………………………………………….............. 9
1.4. Причины возникновения инфляции.............................................................. 15
2. Особенности инфляционных процессов в РФ………………………………. 18
2.1. Сущность и особенности инфляции в переходной экономике…………………………………….. 18
2.2. Специфика инфляционных процессов в период глобального финансово-экономического кризиса (октябрь2008–2009 год)…………………………………………….. 23
3. Антиинфляционная политика государства…………………………………. 25
3.1. Концепция антиинфляционной политики……………………………….. 25
3.2. Оценка стабилизационной политики правительства……………………. 28
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список использованной литературы…………………………
3. Антиинфляционная политика государства.
Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?
Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег3, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т.е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий p=p(pе) и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством бюджетно-налоговой политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности - инфляционные ожидания.
Очень
опасно сбивать инфляционные ожидания
введением ценовых ограничений,
даже на время. Фиксирование цен в
рыночной системе вызывает резкий дефицит
товаров и загоняет инфляционные
ожидания вглубь, способствует свертыванию
производства. Рано или поздно фиксированные
цены придется отпустить, и сжатая ценовая
пружина выстрелит еще большей инфляцией,
разбалансированностью спроса и предложения.
Однако если поддерживать фиксированные
цены долгие годы, то необходимо вводить
жесткий и всеобъемлющий централизованный
контроль, т.е. командно-административную
систему. Поэтому в условиях гиперинфляции
нужно фиксировать не цены, а объем денежной
массы. Сначала необходимо минимизировать
темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную
фиксацию или рамки изменения объема денежной
массы в течение года. Такая политика называется
таргетированием денежной массы. При этом
необходимо учитывать скорость обращения
денег, увеличение которой усиливает инфляцию.
Как же ограничить рост денежной массы?
Идеальный вариант - одновременно повысить
норму обязательного резервирования,
ограничить операции, ведущие к депозитарному
расширению денежной массы, временно прекратить
эмиссию. Для этого нужно устранить причины
дополнительной эмиссии: урегулировать
структурный дефицит бюджета, сократив,
прежде всего, непроизводительные расходы,
прекратить индексацию доходов населения.
Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому
их может проводить только сильное правительство,
пользующееся доверием
населения. Доверие выступает как своеобразный
«ценовой якорь», сдерживающий раскручивание
инфляционной спирали. В
обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.
Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными методами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда.4 Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.
Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.
Необходима
и профилактика инфляции. В еще
более долгосрочном плане в условиях
полной занятости нужно стимулировать
расширение потенциального ВНП с
помощью структурной и научно-
Очень
важным условием антиинфляционной политики
является независимость правительства
от групп давления: антиинфляционные
меры нужно проводить
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Необходимо иметь в виду, что временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
Чтобы
оценить проводившуюся
удорожанием энергоносителей. Причиной, по-видимому, послужили как отмена экспортных квот на нефть и нефтепродукты, так и увеличение включаемых в цену акцизов. Однако в настоящее время стоимость нефти и газа на внутреннем рынке (соответственно 87 долларов за тонну и 66 долларов за тысячу кубометров) вплотную приблизилась к ценам их экспорта, таким образом, потенциал их дальнейшего роста в основном исчерпан. В 1995 году был достигнут сравнительно небольшой дефицит федерального бюджета.
Вместе с тем ряд обстоятельств не позволяет говорить о том, что задача стабилизации близка к решению. С самого начала реформ обнаружилось, что предприятия реагируют на монетарные ограничения не замедлением роста цен, а нарастанием неплатежей. Этому правительство так ничего и не противопоставило. Попеременно ослабевая или усиливаясь, такое положение просуществовало до настоящего момента. В рамках действующих цен взаимные задолженности дают возможность держаться на плаву экономически неэффективным предприятиям за счет перераспределения в их пользу чистого дохода успешно функционирующих участников рынка. Таким образом, они заменяют в рыночных условиях механизм, который обеспечивал сосуществование разно- эффективных предприятий в плановом хозяйстве, но делают это в более широких масштабах.
Если в 1991 году убыточные предприятия в промышленности составляли 3%, то в начале 1996 года их доля возросла до 28%. С другой стороны, широкое распространение неплатежей сигнализирует, что значительная часть производителей сопротивляется изменениям ценовых соотношений, превышающим их адаптационные возможности. До тех пор, пока не будет решена проблема неплатежей, нельзя говорить об устойчивости системы цен.
При этом следует иметь в виду, что неплатежи отраслей, находящихся в неблагоприятном финансовом положении, перераспределяются как на наиболее рентабельные сектора экономики (в первую очередь ТЭК), так и на государственный бюджет, во многом сводя на нет усилия по стабилизации. В самом деле, в 1993-1994 годах такой лидирующий сектор российской экономики, как ТЭК, компенсировал задолженность ему потребителей значительными налоговыми льготами. В частности, были освобождены от пошлин все экспортные поставки нефти и газа, совершаемые в пределах квот (что относилось к подавляющему большинству экспорта), а дополнительный доход от экспорта был освобожден от налога на прибыль. По оценкам МВФ5, фактическая налоговая нагрузка в нефтяной промышленности составляла в 1993-1994 годах 40-43% от номинальной, а в газовой - лишь 30-31%. В 1995 году, когда перекладывать взаимные задолженности на государство за счет получения льгот стало сложнее, предприятия увеличили долю неплатежей непосредственно в бюджет. За период с 1 марта 1995 года по 1 марта 1996 года такая доля в приросте просроченной задолженности составила 27% по сравнению с 21 за предшествующий период. Всего же в результате действия всех рассматривавшихся выше факторов поступление налогов в консолидированный бюджет снизилось с 29,5% от ВВП в 1992 году до 17,5% в январе-феврале 1996 года.
Общие возможные подходы к проведению реформ можно было бы сформулировать в виде следующих двух позиций.
Позиция сторонников жесткой монетарной политики. Усиление государственного регулирования экономики, использование тех или иных административных ограничений либо не эффективно, либо грозит возвращением государственной административной системы. Главное препятствие на пути выхода из кризиса с последующим переходом к экономическому росту - инфляция. Если денежная масса и спрос (особенно на промежуточную продукцию) будут расти ограниченно, предприятия рано или поздно перестанут повышать цены. Правда, при этом производство сократится. Но сокращение произойдет за счет неэффективных, убыточных производств. Это неизбежно и в определенной степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эффективных, прибыльных предприятий, которые и станут базой последующего подъема экономики.
Позиция оппонентов. При резких диспропорциях в технологическом развитии отраслей, в условиях нестабильности и непредсказуемости, блокирующих инвестиции в производство, неразвитости систем экономической информации и т.д. относительное сжатие денежной массы и образующийся в результате разрыв между платежеспособным спросом и инфляционным нарастанием затрат ведет к падению производства и огромным разрывам в финансовом положении отраслей. Это недопустимо в социальном плане, подрывает возможности структурной перестройки экономики, ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет.[1]
Альтернативная по отношению к проводимой правительством стратегиям может быть основана на "гетерогенной" политике, предусматривающей сочетание монетарных рычагов и непосредственного государственного регулирования. Последнее может быть направлено в первую очередь на исправление и стабилизацию межотраслевых соотношений цен, стимулирование и гарантирование инвестиций в приоритетные сектора производства, повышение предсказуемости экономической ситуации. Задача преодоления инфляции не рассматривается в этом случае как самоцель, а решается совместно со стабилизацией производства.
Различие между указанными подходами можно сравнить с выбором между хирургическим и терапевтическим лечением тяжелого больного - ответ зависит от того, выдержит ли "пациент" радикальное лечение и есть ли время для менее болезненной, но длительной терапии. Практика покажет, на каком из этих путей удастся добиться устойчивой стабилизации, а затем и подъема российской экономики. В любом случае изучение этого процесса обогатит представления о принципах и методах преодоления кризисов современных экономических систем.
Заключение
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
С начала капиталистической эпохи производства за инфляцией укрепилось понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы. Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её контроля.
И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.
Управление
инфляцией представляет важнейшую
проблему денежно-кредитной и в
целом экономической политики. При
этом необходимо учитывать многосложный
и много факторный характер инфляции,
поскольку в
ее
основе лежат не только монетарные,
но и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий. Среди
них – стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности предприятий
за результаты хозяйственной деятельности,
проведение определенных мер по регулированию
цен и доходов.