Анализ затрат ЛПУ и оценка их оптимальности в МБУЗ "Бийской ЦРБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является анализ расходов лечебно-профилактического учреждения по статьям затрат, а также определение путей оптимизации их структуры с целью увеличения конечных результатов в комплексном ЛПУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы управления затратами………………………………….6
1.1. Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления……………………………………………………………………………6
1.2. Методы оптимизации затрат организации………………………………..
1.3. Особенности финансового анализа в системе здравоохранения……….
2. Анализ затрат и оценка их оптимальности в МБУЗ «Бийской ЦРБ»…………...
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации.……..
2.2. Анализ уровня и структуры затрат………………………………….
3. Основные направления оптимизации затрат МБУЗ «Бийской ЦРБ»…......
3.1. Выводы по исследованию……………………………………………..….
3.2. Перспективные направления оптимизации затрат в МБУЗ «Бийской ЦРБ»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

титул11.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Проанализируем рентабельность внебюджетной деятельности ЕРБ с помощью Талицы 1 и 2.

     Таблица 1.

     Данные для расчета рентабельности 

Показатель усл. обозн. 2009 2010 темп роста, %
Операционный  результат по внебюдж.деятельности Рр 7380360,67 -6748373,93 - 109
Объем оказанных платных услуг V 2481698,88 3535173,33 142,4
Расходы З 111436064,23 123583418,99 111
Чистый  операционный результат по внебюджетной деятельности Рч 7380360,67 -6748373,93 - 109
Средняя величина валюты баланса ВБср 48 181 648,38 49 366 956,91 125
Средняя величина внеоборотные активы Fср 36 751 164,84 46 201 022,74 126
 

     Таблица 2.

     Показатели  рентабельности 

Показатель Формула для  расчета 2009 2010 Темп роста, %
Рентабельность  продаж (Rп) Rп=Pp/V 2,97 -1,91 -155,5
Рентабельность  основной деятельности (Rод) Rод= Pp/З 6,6 -5,5 -120
Рентабельность  всего капитала предприятия (Rк) Rк=Рч/ВБср 20,1 -13,7 -147
Рентабельность  внеоборотных активов (Rf) Rf= Рч/Fср 20,1 -14,6 -138
 

    Анализ  таблиц показывает резкое снижение всех показателей рентабельности, а в целом – ухудшение деятельности, что связано, прежде всего, с резким увеличением расходов по всем статьям.

      Анализ  рентабельности капитала ЦРБ указывает  на неэффективное использование  его имущества. Так, эффективность  его использования за анализируемый  период снизилась на 147%. Если в 2009 году капитал приносил прибыль, то уже в 2010 нет. Также снизилась доходность внеоборотных активов на 138%.

      Износ оборудования по здравоохранению достаточно высокий, что говорит о необходимости  его обновления, износ многих зданий  в участковых больницах амбулаториях и ФАПах составляет 100%, что требует  их замены или капитального ремонта.

      Проанализировав эффективность объемов и финансового обеспечения жителей Бийского районаможно сделать вывод, что по объемам вызовов скорой медицинской помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 1 жителя поселка показатели реализации программы государственных гарантий сопоставимы с расчетными нормативами по РФ. Однако по койко-дням в стационаре и пациенто-дням в дневном стационаре показатели ЦРБ значительно превысили норматив. Это говорит об эффективности работы стационаров МУЗ Бийской ЦРБ, высоком качестве обслуживания и уровне обеспечения медицинской техникой и оборудованием. Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи в поселке по итогам расчетного периода оказалась выше приблизительно в 2 раза почти по всем показателям, что соответствует реальным затратам на все виды продукции и услуги в районе. В общем, финансовое обеспечение здравоохранения в ЦРБ со стороны государственных, региональных, муниципальных источников было на относительно достаточном уровне. В то же время подушевые расходы населения на платные медицинские услуги, санаторно-курортное лечение и приобретение медикаментов вполне сопоставимы со среднефедеративными и окружными данными, что можно считать положительным итогом деятельности ЦРБ в области здравоохранения района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Направления по совершенствованию  финансового механизма  деятельности МУЗ  Бийской центральной  районной больницы 

3.1. Выводы по исследованию 

      Основной  финансовой проблемой для Бийской  ЦРБ является ежегодно недостаточно утверждаемый объем финансирования за счет средств муниципального бюджета  района как по заработной плате, так  и по другим материальным статьям, в том числе на расходы по медикаментам, г.с.м., текущему ремонту, приобретению мягкого инвентаря, оборудования, курсовую подготовку и т. д.

      Также проблемой является неравномерное  распределение ресурсов здравоохранения  по видам медицинской помощи, дисбаланс в заработной плате медицинских работников поликлиники и стационара, участковых больниц и амбулаторий, что вызывает нездоровую обстановку в коллективах этих учреждений.

     Проблемы  существующие в финансировании системы  здравоохранения нашли свои проявления и в финансировании ЦРБ:

  • недостаточная оценка эффективности использования денежных средств;
  • недостаточное перечисление средств органами исполнительной власти за неработающее население, а вследствие этого недостаточное количество денежных средств в системе ОМС на оплату медицинской помощи
  • отсутствие четкого разграничения между источниками финансирования;
  • потеря средств обязательного медицинского страхования в связи с оказанием медицинской помощи незастрахованным по ОМС гражданам;
  • потеря средств ОМС в результате проведения экспертиз со стороны страховых компаний.

          Анализируя расходы  ЛПУ можно сказать, что львиную  долю занимают расходы на стационар. Поэтому руководителям ЛПУ необходимо проводить профилактику болезней и  лечить больных на ранней стадии болезни, когда ещё не требуется серьёзного вмешательства. Данные действия выгодны как самому ЛПУ (оно не будет расходовать деньги на стационар и сможет направить на другие статьи расходов), так и населению (происходит профилактика болезней и лечение на ранней стадии).

      ЦРБ функционирует на базе сметного финансирования, раздельного для источников средств. Такое разделение значительно затрудняет реализацию принципа единоначалия, на котором должна формироваться система финансового обеспечения отрасли. Кроме того, существуют экономически необоснованные препятствия для создания системы экономической мотивации для учреждения, т.к. ЛПУ не имеют экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.

      Важно подчеркнуть, что необоснованно утрачены некоторые характеристики прежней системы управления здравоохранением и ее финансовым обеспечением. На сегодняшний день здравоохранение как отрасль лишена главного элемента в управлении любой отраслевой системой, а именно единой, принимаемой всеми уровнями управления, методологии финансового планирования.

      Очевидно, что одним из наиважнейших решений  данных проблем в нашем регионе  является новая единая территориальная  программа организации и управления здравоохранением и ее финансовым обеспечением.

      Определяющим  принципом финансового планирования является программно-целевой, создающий  на практике условия для реализации соразмерности финансирования и  заявленных гарантий медицинской помощи. Свидетельством реализации программно-целевого принципа планирования и распределения финансовых средств является утверждаемая каждый год территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, конкретизирующая объемы и виды предоставляемой медицинской помощи. Таким образом, одной из задач, необходимых для совершенствования управления финансированием здравоохранения является составление рекомендаций, касающихся оптимального финансового наполнения МУЗ Бийской ЦРБ, с учетом обоснованных потребностей различных групп населения в медицинской помощи, состояния сети лечебно-профилактических учреждений в условиях ограниченных финансовых возможностей района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Перспективные направления  оптимизации финансового  механизма деятельности  МУЗ Бийской ЦРБ 

    Для решения имеющихся проблем необходим дополнительный поиск резервов финансовых ресурсов.

    Ими могут быть:

  • доходы от платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
  • формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль МУЗ Бийской ЦРБ как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги;
  • развитие сети дневных стационаров, что также является резервом экономии средств на содержание больных;
  • освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины в условиях России – явление вынужденное;
  • более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития медицинских лизинговых компаний;
  • использование факторинга как механизма продажи долгов лечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120 п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того, что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации – муниципальные);
  • формирование предпринимательской среды. Основные средства ее решения- разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокий уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по договорам;
  • организации учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения, которое работает по договорам с органами местной власти и самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности. Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержанию некоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в форме субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;
  • развитие ДМС как разновидности платной медицинской помощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях «платной медицинской помощи»;
  • возможность более широко пользоваться арендной платой, несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, в основном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источник финансирования;
  • разрешение накопления и формирования фонда амортизации, несмотря на то, что оборудование не приобреталось лечебными учреждениями за свой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждение здравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;
  • прорывные медицинские научные разработки с хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение здравоохранения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективно решать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения – лечение больных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для организации для модернизации и развития больницы, повысить оплату труда, осуществлять научные разработки.

     Для этого необходимо:

  • обеспечить постепенный переход на новые формы организации медицинской помощи, позволяющих добиться уровня качества медицинской помощи соответствующего современным требованиям;
  • обеспечить уровень качества медицинской помощи адекватного уровню финансовых возможностей системы здравоохранения, имея в виду все источники финансирования (бюджетные, внебюджетные, платные, ДМС и др.); обеспечить инвестиционную привлекательность здравоохранения МУЗ Бийской ЦРБ;
  • обеспечить объем медицинской помощи соответствующий социальному статусу гражданина, его реальным возможностям и потребностям: с одной стороны, не потерять социальной направленности деятельности медицинских организаций, с другой – предоставить возможность выбора гражданину условий и порядка предоставления медицинских услуг.

    Для решения поставленных задач необходимо модернизировать финансовый механизм в части совершенствования финансового  обеспечения всех видов медицинской  помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарнозамещающей и скорой. В частности, целесообразен переход региональной сети на нормативно-подушевое финансирование, основу которого составляет экономически обоснованное распределение ресурсов в расчете на душу населения.

    Организационные основы модернизации здравоохранения  базируются на организации медицинской  деятельности в условиях обязательного  медицинского страхования с приоритетом  развития первичного звена здравоохранения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В курсовой работе была поставлена цель на основе содержательного анализа теоретико-методологических аспектов экономического анализа деятельности лечебно-профилактического учреждения сформировать эффективные методические и инструментальные основы управления внутренними экономическими отношениями в комплексном ЛПУ.

     Данная  цель была достигнута решением следующих  задач:

  • обобщены теоретические и методологические представления о сущности экономического анализа деятельности лечебного учреждения;
  • исследованы подходы к финансовому анализу деятельности медицинских учреждений;
  • проанализирована экономическая деятельность МУЗ Бийской центральной районной больницы;
  • выявлены и обоснованы пути совершенствования финансового механизма деятельности исследуемого учреждения здравоохранения.

Информация о работе Анализ затрат ЛПУ и оценка их оптимальности в МБУЗ "Бийской ЦРБ"