Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель курсовой работы является анализ расходов лечебно-профилактического учреждения по статьям затрат, а также определение путей оптимизации их структуры с целью увеличения конечных результатов в комплексном ЛПУ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы управления затратами………………………………….6
1.1. Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления……………………………………………………………………………6
1.2. Методы оптимизации затрат организации………………………………..
1.3. Особенности финансового анализа в системе здравоохранения……….
2. Анализ затрат и оценка их оптимальности в МБУЗ «Бийской ЦРБ»…………...
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации.……..
2.2. Анализ уровня и структуры затрат………………………………….
3. Основные направления оптимизации затрат МБУЗ «Бийской ЦРБ»…......
3.1. Выводы по исследованию……………………………………………..….
3.2. Перспективные направления оптимизации затрат в МБУЗ «Бийской ЦРБ»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.3.
Проблемы в системе
здравоохранения
Одной из проблем отрасли является несовершенство системы управления здравоохранением. Функционирование здравоохранения как единой системы осложняется разобщением как на областном, так и на муниципальном уровне. Процесс децентрализации управленческих функций затронул и стратегические вопросы деятельности отрасли как системы: основополагающие принципы организации здравоохранения, стратегию развития ресурсов, финансирование, стандартизацию, защиту от неблагоприятного влияния факторов внешней среды на здоровье населения, мониторинг и оценку деятельности отрасли. В значительной степени были утрачены функции стратегического и текущего планирования.
В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Наблюдается несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях дефицита средств в отрасли отмечается смещение медицинской помощи в сторону дорогостоящих и специализированных видов, тогда как первичное звено оказания медицинской помощи развито крайне слабо. Недостаточной остается эффективность использования имеющихся ресурсов. Система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, но функционирует - по затратному.
Предпринятые
меры по совершенствованию нормативно-
В результате проводимой реформы стационарного звена уменьшился коечный фонд. Обеспеченность койками достигла среднего уровня по Российской Федерации. Снизился уровень госпитализации, увеличилось количество больных, пролеченных в дневных стационарах, проводится реформа амбулаторно-поликлинического звена.
Достигнута определенная стабилизация финансовой ситуации. Закреплена тенденция полного и своевременного финансирования областного бюджета здравоохранения денежными средствами. За последний год увеличение объемов финансирования происходило практически по всем направлениям деятельности медицинских учреждений, государственных функций, платежей за неработающее население в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, областных целевых программ.
Как и в Российской Федерации, в Бийском районе наблюдаются диспропорции в объеме финансирования основных видов медицинской помощи (65-70 процентов всех ресурсов приходится на стационарное звено при оптимальной доле 35-45 процентов); высокий уровень госпитализации; длительные сроки госпитализации.
Но, следует признать, что реформы не решили проблемы недостаточного финансирования, а лишь обострили необходимость более решительных мер. Ожидаемые законодательные изменения должны быть связаны с изменением объема средств, выделяемых отрасли; изменением принципов финансирования. Наибольший объем денежных средств должны получать учреждения, имеющие профессиональный потенциал, а неспособные к оказанию современной квалифицированной помощи ЛПУ должны быть расформированы и присоединены к более мощным учреждениям. Назрела необходимость формирования комплексных медицинских учреждений, как наиболее экономически и профессионально совершенной форме организации медицинской помощи. Это позволит избежать «распыления» средств бюджета на бесперспективные во многих отношениях учреждения и позволит увеличить денежные потоки в сторону прогрессивных и работоспособных учреждений.
Решение проблемы недостаточного финансирования отрасли не должно быть односторонним, только «сверху», путем законодательных изменений. Экономическая самостоятельность ЛПУ, которая широко декларируется в настоящее время, предполагает самостоятельный поиск учреждениями здравоохранения дополнительных источников финансирования.
Проведя
теоретическое исследование положений
первой главы мы в следующих разделах
нашей работы проведем анализ исследуемого
ЛПУ и попытаемся выявить пути для
решения возникших проблем в здравоохранении
на настоящее время.
Глава
2. Экономический анализ
деятельности МУЗ Бийской
центральной районной
больницы
2.1.
Основные характеристики
социально-экономического
положения МУЗ
Бийской центральной
районной больницы
Муниципальное учреждение здравоохранения Бийская центральная районная больница учреждено администрацией Бийского района Алтайского края Постановлением №337 от 06.10.1993г., по согласованию с комитетом администрации по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Бийского района и управлением Алтайского края по здравоохранению.
Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета на основе средств ТФОМС, добровольного медицинского страхования и иных поступлений, разрешенных законодательством. Оно имеет в своем составе обособленные филиалы - без образования юридического лица, действующие на основании положений, учрежденных главным врачом МУЗ Бийской ЦРБ. Всего в её состав входит 28 фельдшеско-акушерских пунктов, 4 врачебных амбулатории и один здравпункт.
Учреждение организует свою деятельность на основе государственной лицензии для осуществления медицинской деятельности.
Имущество за МУЗ Бийской ЦРБ закреплено на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью МО Бийский район. Имущество составляет основные и оборотные средства, а также прочие материальные ценности, приобретенные учреждением на законных основаниях. Источниками его формирования, в том числе и финансовых средств являются:
- специализированная помощь – обязательства государственных учреждений;
-
имущество, закреплённое
-
имущество, приобретенное за
- бюджетные ассигнования и
- внебюджетные средства, ТФОМС и других страховых организаций;
-
безвозмездные или
- кредиты банков или других кредиторов;
-
иные финансовые источники в
соответствие с
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом. Доходы, полученные от реализации платных услуг и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения. Ведение учета доходов и расходов от оказания платной медицинской помощи осуществляется отдельно от основной деятельности. Изъятию в бюджет района доходы от платных видов медицинских услуг не подлежат.
Здание больницы расположено в с.Первомайском Бийского района, вблизи города и других сельских местностей. Рядом с больницей находится остановка рейсового автобуса, что очень удобно для пациентов. Благодаря низкой стоимости услуг в учреждении, по сравнении с другими ЛПУ в городе Бийске, имеется очень большое количество организаций (бюджетных и коммерческих), пользующихся платными услугами ЦРБ. В среднем стоимость услуг в МУЗ Бийской ЦРБ ниже, чем в других ЛПУ на 50%. При оказании платных медицинских услуг используются тарифы, утвержденные комиссией по тарифам и сборам. Стоимость услуг для правоохранительных органов устанавливается в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи [2], а для госслужащих в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. №984н «О порядке прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими»[4]. На территории больницы расположена аптека, магазин и 4 торговые точки, что приносит дополнительную прибыль ЦРБ.
МУЗ Бийская ЦРБ финансируется за счет средств муниципального бюджета района в размере 30 % от общего финансирования, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере 59,5% от общего финансирования, за счет платных услуг в размере 1,5% от общего финансирования. В 2006 году Бийская ЦРБ в рамках Национального Проекта «Здоровье» получила 5283,2 тысяч рублей, что составило 9% от общего финансирования.
Закупка медикаментов для учреждения свыше 100 000 рублей производится с помощью электронной системы торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб» в редакции Федерального закона от 8 мая 2009 года №93-ФЗ [6].
В МУЗ Бийской ЦРБ проводится анализ по расходу продуктов (в соответствии с нормами суточного расхода продуктов [3]), медикаментов и ГСМ.
Стоимость 1 к/дня в 2010 году составила 300 рублей, в том числе расходы на питание составляют 50 рублей на 1 к/день, расходы на медикаменты составляют 200 руб. Стоимость 1 врачебного посещения в 2010 году составило 5 рублей, стоимость 1 вызова скорой помощи в 2010 году – 500 рублей.
Более половины работающих в МУЗ Бийской ЦРБ врачей и среднего медицинского персонала имеют квалификационные категории. Вместе с тем здравоохранение района испытывает низкую обеспеченность врачами из-за отсутствия жилья.
Основной проблемой здравоохранения является сохранение высокого уровня заболеваемости населения района, в т.ч. и социально-опасными болезнями (туберкулез, СПИД, отравления).
Для
того чтобы более полно рассмотреть
финансовую картину ЛПУ, необходимо произвести
анализ данных первичного бухгалтерского
и финансового учета МУЗ Бийской центральной
районной больницы.
2.2.
Финансовый анализ
деятельности МУЗ
Бийской ЦРБ
Как и при финансовом анализе любой организации или предприятия, начнем своё исследование с анализа баланса МУЗ Бийской ЦРБ. Вертикальный анализ баланса проведем на основе Приложения 1. Он составляется с помощью «Баланса источников финансирования дефицита бюджета» (форма по ОКУД 0503130).
Из Приложения 1 видно, что валюта баланса выросла на 25% за счет средств бюджетной деятельности, которая также выросла на 25%, с одновременным падением валюты баланса по внебюджетной деятельности на 41% – бюджетная деятельность набирает оборот. Происходит переориентация источников финансирования. Так, если в 2009 году доля бюджетных средств в общем объеме финансовых средств составляла – 65,8%, то в 2010 году – уже 80,3%. В основном за счет внебюджетных средств по-прежнему финансируется такая статья, как материальные запасы (в 2009 году – 98,8%, в 2010т году – 85%), хотя ее доля в общем объеме средств снизилась на 13,8%, темп роста увеличился на 51%.
Большую долю всех финансовых активов (99,3%) – денежные средства и расчеты с подотчетными лицами – сосредоточены во внебюджетной деятельности, но темп роста их стремительно снизился – на 72,5%, с одновременным ростом бюджетных средств на 71%.
Что касается обязательств, то они снизились на 28%, причем все они по-прежнему «лежат на плечах» бюджета. Значительную долю при этом составляют расчеты по платежам в бюджет (54,3%): по расчетам по НДФЛ, по прочим платежам в бюджет, по расчетам по обязательному медицинскому страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общий финансовый результат вырос на 14%.
Сумма
прибыли и уровень
Проанализируем отчет о финансовой деятельности (форма 0503121) МУЗ Бийской ЦРБ за 2009-2010 годы, который является основным документом при анализе прибыльности и рентабельности. Здесь показатель прибыли представлен, как операционный результат от деятельности (Приложение 2).
Анализ таблицы показывает, что доход от оказания платных услуг (3,6% всех доходов в 2010 году) вырос за анализируемый период на 42,4%. Отмечается резкий рост безвозмездных поступлений от бюджетов – 163%, что составляет 16,1% всех доходов в 2010 году. Остальная часть доходов приходится на долю прочих доходов – 80,3% в 2010 году, как и в 2009. В целом доходы значительно выросли, темп роста доходной части по бюджету опережает темп роста расходов, а по внебюджетным средствам наоборот ниже. В целом темп роста доходов и расходов практически совпадает.
Как и в 2009 году, в 2010 основную часть расходов составляют расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (62% всех расходов в 2010 году). Значительно увеличился темп роста расходов по услугам на содержание имущества – 62,4%, услугам связи - 52%.
Информация о работе Анализ затрат ЛПУ и оценка их оптимальности в МБУЗ "Бийской ЦРБ"