Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период. Задачи данной работы:

дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
рассмотреть принципы построения бюджета;
рассмотреть состав и структуру доходов Федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2008-2010 , то есть рассмотреть его доходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Бюджет и бюджетная система РФ…………………………………. 5
Социально-экономическая сущность бюджета и его
функции………………………………………………………………. 5
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения………....... 8
Глава 2 Состав и структура доходов федерального бюджета…………….. 15
Глава 3 Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета….. 21
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

Анализ_состава_и_структуры_доходов_федерального_бюджета.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Бюджет и бюджетная система РФ…………………………………. 5
    1. Социально-экономическая сущность бюджета и его
    функции……………………………………………………………….      
5
      1.2 Бюджетная система РФ и принципы  ее построения………....... 8
Глава  2 Состав и структура доходов федерального бюджета…………….. 15
Глава  3 Анализ состава и структуры доходов  Федерального бюджета….. 21
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список  использованной литературы………………………………………... 30
Приложение 1………………………………………………………………… 32
Приложение 2………………………………………………………………… 35
Приложение 3………………………………………………………………… 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

     Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

     Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

     В связи с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

     Татьяна Геннадьевна Нестеренко - заместитель министра финансов Российской Федерации, прокомментировала изменения в федеральном бюджете.

     «…впервые закон о бюджете принят с горизонтом три года.

     Такое изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.

       Через такой инструмент, как трехлетний  бюджет, осуществляется проверка  правительственных и законодательных  решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии государства1».

     Целью данной работы является анализ состояния  бюджета на трёхлетний период. Задачи данной работы:

  • дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
    • рассмотреть принципы построения бюджета;
    • рассмотреть состав и структуру  доходов Федерального бюджета;
  • проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2008-2010 , то есть рассмотреть его доходы.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

 
 

1.1. Социально-экономическая  сущность бюджета и его функции 
 

     В финансовой теории и практики существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.[22,c. 383]

     В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый  на том или ином уровне для обеспечения  функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.[13,c.30-33]

     С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.

     С сущностных позиций как экономическая  категория, бюджет рассматривается  как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общего централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.[18,c.3-7]

     В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и  расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному  периоду времени. Так, известный  финансист дореволюционной России Л.В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти2». Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.[20,c.512]

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную  и фискальную функции.

     Содержание  распределительной функции (или  функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

     Контрольная функция бюджета заключается  в том, что бюджет объективно через  количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

     Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.[15,352]

     Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

     С другой стороны, фискальная функция  бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.[11,c.520] 

     1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения 

       Бюджетная система государства — это  совокупность всех видов бюджетов.

       Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[1]

     Правовой  статус участников бюджетных отношений  в Российской Федерации регламентируется:

     1) Бюджетным кодексом РФ (принят  Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный  акт;

     2) соответствующими специальными  законами федеральных органов,  субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

     3) указами Президента РФ;

     4) нормативными правовыми актами  Правительства РФ;

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета