Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Это круг вопросов я и хотела бы рассмотреть в данной теме курсовой работы. Цель моей работы провести анализ предприятия ООО «БСК» .
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного и отчетного периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
где
-прибыль от реализации
отчетного и базисного
- реализация продукции
(работ, услуг) отчетного и
- себестоимость продукции
(работ, услуг) отчетного и
- изменение рентабельности
в отчетном периоде по
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
Соответственно влияние
изменения себестоимости
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
3. Анализ рентабельности ООО «БСК»
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью.
Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.
Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат.
Они более полно,
чем прибыль, отражают
Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов ООО «БСК».
Для принятия решений, связанных с дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и правильная ее обработка, оценка и грамотное использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния.
С этой целью проводится финансовый анализ. Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:
· ликвидность баланса предприятия;
· платежеспособность;
· финансовую устойчивость;
· рентабельность и деловую активность предприятия.
3.1. Характеристика
финансово-хозяйственной
Основным видом деятельности ООО "БСК" является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.).Целью деятельности ООО "БСК" является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Минска и Минской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма "БСК" является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
В ООО "БСК" создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО "БСК" составляет 19 физических лиц.
Высшим органом управления
ООО "БСК" является собрание участников.
В его компетенции находятся
вопросы определения главных
направлений
Исполнительным органом
ООО "БСК" является директор. В
его компетенции находятся
В 2011 году среднесписочная численностью работников ООО "БСК" составила 62 человека.
В том числе:
управленческий персонал -3 чел.;
специалисты 3 чел.;
производственные рабочие - 51 чел.;
обслуживающий персонал - 5 чел.
В предшествующем, 2010 г., численность персонала фирмы составляла 60 человек.
ООО "БСК" выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО "БСК" аналогичны ценам конкурирующих фирм.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "БСК" за 2011г., тыс. руб.
Показатели |
2011 |
2010 |
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) |
3603,10 |
1923,46 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
3210,44 |
1844,86 |
Прибыль от реализации продукции |
392,66 |
78,60 |
Прибыль отчетного периода |
407,78 |
82,94 |
Налог на прибыль |
130,48 |
26,90 |
Чистая прибыль |
277,30 |
56,04 |
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу; а также опрос специалистов ООО "БСК".
Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.
На рассматриваемом нами предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО "БСК" относит эту информацию к коммерческий тайне.
3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "БСК"
Для проведения анализа рентабельности деятельности ООО "БСК" необходимы данные, представленные в таблице 1.
Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб.
Таблица 2.
Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия.
Показатель |
2010 |
2011 |
Выручка от реализации товарной продукции |
1923,46 |
3603,1 |
Затраты на производство и сбыт продукции |
1844,86 |
3210,44 |
Прибыль от реализации продукции |
78,6 |
392,46 |
Балансовая прибыль |
82,94 |
407,78 |
Налог на прибыль |
26,90 |
130,48 |
Чистая прибыль |
56,04 |
277,3 |
Собственный капитал |
828,42 |
944,16 |
В необоротные активы |
238,1 |
325,35 |
Весь капитал предприятия |
1608,92 |
2024.43 |
Рассчитаем показатели рентабельности:
Рентабельность продаж
где Rп рентабельность продаж;
Прп -прибыль от реализации продукции;
В -выручка от реализации продукции.
В анализируемом периоде (2011 г.):%.
В предшествующем периоде (2010 г.):%.
Таким образом, если в 2010 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп., то в 2011 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.
Рентабельность
где И -затраты на производство и сбыт продукции.
Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2011 году принес предприятия прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2010 году.
рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
где ЧП -чистая прибыль;
В(ср) -итог баланса (средний).
В 2011 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2010 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.
Рентабельность в необоротных активов (RF):
Там же., где F(ср) -средняя стоимость в необоротных активов.
На каждый рубль, вложенные во в необоротные активы, приходится 85,19 коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в предшествующем году.
Рентабельность собственного капитала (Rск):
там же, где СК -собственный капитал предприятия.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 2011 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.
Показатели рентабельности деятельности ООО "БСК".
Рентабельность продаж (Rп) |
2010 |
2011 |
Рентабельность |
4,09 |
10,9 |
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) |
4,26 |
12,23 |
Рентабельность внеоборотных активов (RF) |
3,48 |
13,70 |
Рентабельность собственного капитала (Rск) |
23,54 |
85,19 |
Рентабельность собственного капитала (Rск) |
6,76 |
29,37 |
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Таблица 3.
Влияние факторов на рентабельность производственной деятельности предприятия.
Фактор |
Изменение рентабельности |
Изменение структуры выпускаемой продукции |
+ 1,91 |
Изменение себестоимости продукции |
- 79,89 |
Изменение цен в связи с инфляцией |
+ 84,79 |
Полученные результаты показывают, что рост рентабельности производственной деятельности произошел за счет увеличения средне реализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности. Здесь следует отметить, что и увеличение цен и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние на изменение рентабельности (+4,9%).
3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие прибыльность продаж;
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Так как основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия является прибыль, то именно для правильности расчетов и анализа показателей рентабельности характеризуют не только увеличение валовой и чистой прибыли соответственно, но и снижение реальной стоимости имущества, что заслуживает далеко не положительной оценки.
Таблица 1
Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы
Показатель |
Способ расчета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а) показатель подсчета валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции] |
170 |
249 |
-51 |
507 |
1312 |
б)коэффициент валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]/[Чистая выручка от реализации] |
0,3 |
0,3 |
-0,1 |
0,3 |
0,4 |
в)показатель подсчета чистой прибыли |
[Валовая прибыль]-[налоги, относимые на финансовые результаты |
170 |
249 |
-70 |
162 |
680 |
2.Общая рентабельность предприятия |
[Валовая прибыль]/[средняя стоимость имущества] |
222% |
90% |
-26% |
186% |
1027% |
3.Чистая рентабельность предприятия |
[Чистая прибыль]/[средняя ]стоимость имущества] |
222% |
90% |
-35% |
59% |
532% |
4.Коэффициент рентабельности продаж |
33% |
27% |
-11% |
11% |
22% | |
5. Показатели рентабельности активов |
||||||
а) коэффициент рентабельности активов |
Чистая прибыль]/[активы] |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% |
б)коэффициент рентабельности основного капитала |
[Чистая прибыль]/[основной капитал] |
30% |
84% |
-23% |
11% |
24% |
6. Показатели рентабельности
собственного и заемного |
||||||
а)коэффициент рентабельности собственного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный капитал] |
36% |
35% |
-8% |
11% |
24% |
б)коэффициент эффективности инвестированного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный капитал+ долгосрочный заемный капитал ] |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% |
7.Рентабельность |
[Чистая прибыль (стр.14 )]/[валовые издержки] |
49% |
37% |
-10% |
16% |
39% |
Информация о работе Анализ рентабельности предприятия и пути ее повышения