Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение роли государства в регулировании рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие фиаско рынка и обосновать необходимость государственного регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую политику, проанализировать причины фиаско государства;
- перечислить методы государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________5
1.1. Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско___________5
1.2. Производство общественных благ_______________________________9
1.3. Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий_____________________________________________________13
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ФИАСКО ГОСУДАРСТВА______20
2.1. Сущность экономической политики в регулировании рынка_________20
2.2. Фиаско государства, его причины и последствия___________________21
3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОВАЛОВ_______________32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____________________45
К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам - но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал, а по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Наглядным примером таковых могут служить некоторые виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей - по старости или же на случай безработицы. Не секрет, что затраты крупных государственных страховщиков, функционирующих в этих сферах (даже если отвлечься от факта их большей надежности), на рекламу, содержание штата страховых агентов и др., обычно оказываются значительно ниже по сравнению с издержками множества конкурирующих между собой частных страховых компаний. А потому в интересах более эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов в ряде случаев целесообразно обеспечить функционирование данных видов страхового бизнеса в пределах государственного сектора экономики.
Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие:
Так как рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров, возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии).
Экстерналии - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц некомпенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из этих издержек связаны с загрязнением окружающей среды: промышленные стоки целлюлозно-бумажного комбината устремляются в водоемы, и издержки перелива несут потребители воды, купальщики, рыбаки. Тем самым производители переносят часть своих издержек на население. Издержки фирм оказываются меньше, чем если бы они их не переносили. Кривая предложения в подобных случаях включает не все реальные издержки по производству товаров. В результате равновесный объем продукта при данном спросе на него оказывается выше его оптимального уровня, и ресурсы поступают в производство данного товара в чрезмерном количестве.
Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Внешние эффекты могут быть не только отрицательными, связанными с издержками, но и положительными, связанными с выгодами - для частных лиц или общества в целом. Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Достижение равновесия требует принятия правительством комплекса экономических и административных мер по урегулированию проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками или выгодами перелива. Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии [24, c. 362].
Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором - увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Это - налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т.д.
Таким образом, в случае
отрицательных экстерналий
Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. А во втором - расширяется способность покупателей приобретать данные блага. При этом потребительские субсидии должны быть нацелены прежде всего на те слои населения, у которых эластичность спроса по доходу относительно выше: получив от государства дополнительные средства, они быстрее других наращивают потребление услуг образования, здравоохранения, культуры и т.п.
Примером нейтрализации
положительных экстерналий
С другой стороны, для устранения отрицательных экстерналий применяются и методы прямого административного воздействия (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу, запрещение коммерческой эксплуатации части не воспроизводимых национальных ресурсов). Если же выгоды перелива чрезвычайно велики, то правительство может просто взять на себя финансирование определенных отраслей или даже превратить их в собственность государства.
Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны, прежде всего, с работами лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Он полагает, что наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если [24, c. 364]:
Наряду с данным государство может использовать и другие пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду. Например, им могут быть законодательно установлены нормы (стандарты) по вредным выбросам, превышение которых фирмами влечет за собой крупный штраф или уголовное преследование. Однако практика установления таких нормативов имеет недостатки: в определенных пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Государство может также ввести для фирм плату за выбросы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, в такой системе нет. Поэтому отстаиваемая Р. Коузом продажа с аукционов прав на загрязнение природной среды выступает наилучшим способом защиты среды обитания.
Как видим, теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определенных недостатков, несовершенств. Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь при подобной постановке вопроса вроде бы получается, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели роль государства сводилась бы в пределе к нулю. Между тем существуют некие обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе: соблюдение баланса общественных интересов, поддержание социальной стабильности, защита национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики и т.п.
Помимо этого правительство обеспечивает правовую базу и общественную атмосферу, способствующую эффективному функционированию рыночной системы: защищает права собственности (в том числе и интеллектуальной), обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, стимулирует деловую активность, обеспечивает законность и правопорядок в хозяйственной сфере, регулирует взаимоотношения между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, выступает в роли арбитра в отношениях между субъектами экономической системы. Важнейшей функцией, неким каркасом экономической роли государства является разработка хозяйственного законодательства и обеспечение (что наиболее значимо) неукоснительного соблюдения принятых законов всеми гражданами страны, включая самих государственных служащих. Так, разрабатывая уголовное законодательство, направленное против убийств, краж, насилия, государство создает более стабильную ситуацию в стране и тем самым улучшает функционирование рыночной экономики.
Регулирование рынка - комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется более на макроуровне (сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен - например, через регулирование денежной массы). Но и на микроуровне осуществляется как внутрифирменное регулирование рынка, так и государственное регулирование - например, антимонопольная политика, создающая условия для здоровой конкуренции, или правовое регулирование межфирменных взаимосвязей. Общая задача макроэкономического регулирования - ориентация воспроизводственного процесса в направлении заранее предусмотренного варианта социально-экономического развития страны. Данная задача реализуется через разработку и проведение в жизнь государством своей экономической политики.