Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью моей работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
Значение инвестиций для экономики Казахстана
Анализ инвестиционного климата РК
Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК
Структура курсовой работы состоит:
Введение
1 Понятие инвестиций и его роль в экономике РК
2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
3 Перспективы инвестирования в РК
Заключение
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны…………….. 5
1.1. Понятие инвестиций
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК
Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала
в РК………………………………………………………………………………….18
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК
Глава 3 Перспективы инвестирования в РК…………………………………. 55
3.1 Инвестиционный климат РК
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК
Заключение…………………………………………………………………………62
Список используемо литературы ……………………………………………….64
Лидерами в данной таблицы по трудовому потенциалу являются такие регионы как г.Астана, г.Алма-ата, Карагандинская область.
Таблица 2.3 Экономическая мощь регионов (производственный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Доля региона в производстве суммарного валового регионального продукта в 2000 г. (%) |
1 |
г. Алма-Ата |
16,1 |
2 |
Карагандинская обл. |
11,6 |
6 |
Атырауская обл. |
11,4 |
3 |
Восточно-Казахстанская обл. |
9,1 |
14 |
Мангистауская обл. |
6,0 |
4 |
Павлодарская обл. |
5,9 |
15 |
Западно-Казахстанская обл. |
5,3 |
7 |
Южно-Казахстанская обл. |
5,2 |
5 |
Костанайская обл. |
5,1 |
9 |
Алма-Атинская обл. |
4,9 |
10 |
Актюбинская обл. |
4,7 |
8 |
г. Астана |
3,6 |
12 |
Акмолинская обл. |
3,3 |
13 |
Северо-Казахстанская обл. |
3,0 |
16 |
Кызылординская обл. |
2,6 |
11 |
Жамбыльская обл. |
2,2 |
Таблица 2.4 Уровень монополизма (производственный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Средняя доля региона как монополиста в производстве основных видов промышленной продукции в 1999 г. (%) |
3 |
Восточно-Казахстанская обл. |
18,11 |
2 |
Карагандинская обл. |
18,10 |
4 |
Павлодарская обл. |
10,91 |
1 |
г. Алма-Ата |
8,03 |
13 |
Северо-Казахстанская обл. |
6,45 |
5 |
Костанайская обл. |
5,91 |
9 |
Алма-Атинская обл. |
5,58 |
10 |
Актюбинская обл. |
5,31 |
8 |
г. Астана |
4,74 |
12 |
Акмолинская обл. |
3,63 |
6 |
Атырауская обл. |
2,55 |
7 |
Южно-Казахстанская обл. |
2,29 |
11 |
Жамбыльская обл. |
1,89 |
15 |
Западно-Казахстанская обл. |
1,46 |
14 |
Мангистауская обл. |
0,83 |
16 |
Кызылординская обл. |
0,46 |
По инвестиционной привлекательности самую высокую ступень занимает Кызылординская область, далее за ней Западно-Казахстанская, Мангистауская и т.д.
Таблица 2.5 Уровень доходов населения (потребительский потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Денежные доходы в расчете на душу населения в 2000 г. (% от среднего по Казахстану) |
1 |
г. Алма-Ата |
187,9 |
8 |
г. Астана |
163,1 |
12 |
Карагандинская обл. |
133,5 |
10 |
Восточно-Казахстанская обл. |
117,4 |
9 |
Павлодарская обл. |
111,4 |
6 |
Атырауская обл. |
110,0 |
3 |
Мангистауская обл. |
107,5 |
11 |
Кызылординская обл. |
102,6 |
15 |
Актюбинская обл. |
101,6 |
2 |
Костанайская обл. |
100,8 |
5 |
Западно-Казахстанская обл. |
97,4 |
16 |
Северо-Казахстанская обл. |
91,2 |
14 |
Жамбыльская обл. |
80,2 |
4 |
Акмолинская обл. |
75,3 |
13 |
Южно-Казахстанская обл. |
63,7 |
7 |
Алма-Атинская обл. |
59,4 |
Как видно из таблицы максимальный доход получают такие регионы как Алма-ата, Астана и Карагандинская область. По сравнению с другими регионами прирос составляет почти в 2 раза.
Таблица 2.6 Уровень телефонизации (инфраструктурный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Обеспеченность населения основными домашними телефонами в 1999 г. (в расчете на 100 семей, штук) |
1 |
г. Алма-Ата |
99 |
8 |
г. Астана |
64 |
4 |
Павлодарская обл. |
57 |
2 |
Карагандинская обл. |
56 |
3 |
Восточно-Казахстанская обл. |
43 |
16 |
Кызылординская обл. |
43 |
14 |
Мангистауская обл. |
39 |
13 |
Северо-Казахстанская обл. |
39 |
6 |
Атырауская обл. |
38 |
12 |
Акмолинская обл. |
35 |
10 |
Актюбинская обл. |
34 |
15 |
Западно-Казахстанская обл. |
33 |
11 |
Жамбыльская обл. |
32 |
9 |
Алма-Атинская обл. |
28 |
5 |
Костанайская обл. |
28 |
7 |
Южно-Казахстанская обл. |
25 |
Данный показатель во всех регионах почти одинаковый. Все же в тройку лидеров входят Алма-Ата, Астана и Павлодар. Караганда свою позицию потеряла.
Таблица 2.7 Активность малого бизнеса (институциональный потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Число малых предприятий на 1000 жителей |
1 |
г. Алма-Ата |
25,6 |
8 |
г. Астана |
16,7 |
14 |
Мангистауская обл. |
7,9 |
4 |
Павлодарская обл. |
7,8 |
10 |
Актюбинская обл. |
7,2 |
2 |
Карагандинская обл. |
6,3 |
16 |
Костанайская обл. |
6,0 |
3 |
Восточно-Казахстанская обл. |
5,8 |
13 |
Северо-Казахстанская обл. |
5,1 |
6 |
Атырауская обл. |
5,1 |
12 |
Акмолинская обл. |
5,0 |
7 |
Южно-Казахстанская обл. |
5,0 |
11 |
Жамбыльская обл. |
4,6 |
5 |
Кызылординская обл. |
4,5 |
15 |
Западно-Казахстанская обл. |
4,1 |
9 |
Алма-Атинская обл. |
3,4 |
По данной таблице можно сказать, что малые предприятия открываются в более развитых регионов. Такие как Алма-Ата, Астана, Мангыстауская и Павлодарская области и ряд других. Но эта цифра каждый год меняется, т.к. малый бизнес мобильный.
В первую пятерку лидеров по всем показателям попадает лишь Алма-Ата. Чаще всего среди лидеров встречаются Павлодарская и Карагандинская области (по пять "попаданий"). За ними следуют Астана и Восточно-Казахстанская область, которые встречаются в первой пятерке по четыре раза.
Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.
В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную. Наибольшая доля инвестиций (в сопоставлении с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка еще одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики. Естественно, что к наиболее инвестируемым регионам относится и продолжающая строиться новая столица.
Напротив, в первую пятерку регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (Алма-Ата, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области - все это регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.
Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в "старопромышленные" регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные.
К тому же "тиражирование" развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития "верхних этажей" промышленности и научно-технического комплекса.
Глава 3. Перспективы инвестирования в РК
3.1. Инвестиционный климат в РК
Республика Казахстан
является страной, в экономике которой
важную роль играет экспорт сырья. Это
свидетельствует о
Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска – как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.
Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:
определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;
создание институционально-
развитие научно-технической инфраструктуры;
создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики
создание инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;
формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;
использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.
Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.