Анализ инвестиционной среды Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
Значение инвестиций для экономики Казахстана
Анализ инвестиционного климата РК
Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК
Структура курсовой работы состоит:
Введение
1 Понятие инвестиций и его роль в экономике РК
2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
3 Перспективы инвестирования в РК
Заключение

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны…………….. 5
1.1. Понятие инвестиций
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК

Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала
в РК………………………………………………………………………………….18
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК

Глава 3 Перспективы инвестирования в РК…………………………………. 55
3.1 Инвестиционный климат РК
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК

Заключение…………………………………………………………………………62

Список используемо литературы ……………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

анализ инвестиционнойсреды Казахстана.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Лидерами в данной таблицы по трудовому потенциалу являются такие регионы как г.Астана, г.Алма-ата, Карагандинская область. 

Таблица 2.3 Экономическая  мощь регионов (производственный потенциал)

Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг.

Регион

Доля региона  в производстве суммарного валового регионального продукта в 2000 г. (%)

1

г. Алма-Ата

16,1

2

Карагандинская обл.

11,6

6

Атырауская обл.

11,4

3

Восточно-Казахстанская  обл.

9,1

14

Мангистауская обл.

6,0

4

Павлодарская обл.

5,9

15

Западно-Казахстанская обл.

5,3

7

Южно-Казахстанская обл.

5,2

5

Костанайская обл.

5,1

9

Алма-Атинская обл.

4,9

10

Актюбинская обл.

4,7

8

г. Астана

3,6

12

Акмолинская обл.

3,3

13

Северо-Казахстанская  обл.

3,0

16

Кызылординская обл.

2,6

11

Жамбыльская обл.

2,2


Таблица 2.4 Уровень  монополизма (производственный потенциал)

Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг.

Регион

Средняя доля региона как монополиста в  производстве основных видов промышленной продукции в 1999 г. (%)

3

Восточно-Казахстанская обл.

18,11

2

Карагандинская обл.

18,10

4

Павлодарская обл.

10,91

1

г. Алма-Ата

8,03

13

Северо-Казахстанская  обл.

6,45

5

Костанайская обл.

5,91

9

Алма-Атинская обл.

5,58

10

Актюбинская обл.

5,31

8

г. Астана

4,74

12

Акмолинская обл.

3,63

6

Атырауская обл.

2,55

7

Южно-Казахстанская обл.

2,29

11

Жамбыльская обл.

1,89

15

Западно-Казахстанская  обл.

1,46

14

Мангистауская обл.

0,83

16

Кызылординская обл.

0,46


По инвестиционной привлекательности  самую высокую ступень занимает Кызылординская область, далее за ней Западно-Казахстанская, Мангистауская и т.д.

Таблица 2.5 Уровень  доходов населения (потребительский  потенциал)

Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг.

Регион

Денежные доходы в  расчете на душу населения в 2000 г. (% от среднего по Казахстану)

1

г. Алма-Ата

187,9

8

г. Астана

163,1

12

Карагандинская обл.

133,5

10

Восточно-Казахстанская обл.

117,4

9

Павлодарская обл.

111,4

6

Атырауская обл.

110,0

3

Мангистауская обл.

107,5

11

Кызылординская обл.

102,6

15

Актюбинская обл.

101,6

2

Костанайская обл.

100,8

5

Западно-Казахстанская обл.

97,4

16

Северо-Казахстанская обл.

91,2

14

Жамбыльская обл.

80,2

4

Акмолинская обл.

75,3

13

Южно-Казахстанская обл.

63,7

7

Алма-Атинская обл.

59,4


Как видно из таблицы  максимальный доход получают такие регионы как Алма-ата, Астана и Карагандинская область. По сравнению с другими регионами прирос  составляет почти в 2 раза. 

Таблица 2.6 Уровень  телефонизации (инфраструктурный потенциал)

Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг.

Регион

Обеспеченность  населения основными домашними  телефонами в 1999 г. (в расчете на 100 семей, штук)

1

г. Алма-Ата

99

8

г. Астана

64

4

Павлодарская обл.

57

2

Карагандинская обл.

56

3

Восточно-Казахстанская  обл.

43

16

Кызылординская обл.

43

14

Мангистауская обл.

39

13

Северо-Казахстанская  обл.

39

6

Атырауская обл.

38

12

Акмолинская обл.

35

10

Актюбинская обл.

34

15

Западно-Казахстанская  обл.

33

11

Жамбыльская обл.

32

9

Алма-Атинская обл.

28

5

Костанайская обл.

28

7

Южно-Казахстанская обл.

25


Данный показатель во всех регионах почти одинаковый. Все  же в тройку лидеров входят Алма-Ата, Астана и Павлодар. Караганда свою позицию потеряла.

Таблица 2.7 Активность малого бизнеса (институциональный  потенциал)

Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг.

Регион

Число малых  предприятий на 1000 жителей

1

г. Алма-Ата

25,6

8

г. Астана

16,7

14

Мангистауская обл.

7,9

4

Павлодарская обл.

7,8

10

Актюбинская обл.

7,2

2

Карагандинская обл.

6,3

16

Костанайская обл.

6,0

3

Восточно-Казахстанская обл.

5,8

13

Северо-Казахстанская  обл.

5,1

6

Атырауская обл.

5,1

12

Акмолинская обл.

5,0

7

Южно-Казахстанская обл.

5,0

11

Жамбыльская обл.

4,6

5

Кызылординская обл.

4,5

15

Западно-Казахстанская  обл.

4,1

9

Алма-Атинская обл.

3,4


По данной таблице можно сказать, что малые предприятия открываются в более развитых регионов. Такие как Алма-Ата, Астана, Мангыстауская и Павлодарская области и ряд других. Но эта цифра каждый год меняется, т.к. малый бизнес мобильный.

В первую пятерку лидеров по всем показателям попадает лишь Алма-Ата. Чаще всего среди лидеров встречаются Павлодарская и Карагандинская области (по пять "попаданий"). За ними следуют Астана и Восточно-Казахстанская область, которые встречаются в первой пятерке по четыре раза.

Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.

В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована  на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную. Наибольшая доля инвестиций (в сопоставлении с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка еще одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики. Естественно, что к наиболее инвестируемым регионам относится и продолжающая строиться новая столица.

Напротив, в первую пятерку  регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного  потенциала (Алма-Ата, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская  и Костанайская области - все это  регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.

Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре  хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в "старопромышленные" регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные.

К тому же "тиражирование" развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития "верхних этажей" промышленности и научно-технического комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  инвестирования в РК

3.1. Инвестиционный  климат в РК

Республика Казахстан  является страной, в экономике которой  важную роль играет экспорт сырья. Это  свидетельствует о неэффективном  использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль – цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.

Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска – как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.

Многие проблемы, с  которыми сталкивается Казахстан в  условиях транзитной экономики, такие  как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:

определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;  

создание институционально-правовой и экономической среды для  развития инновационной деятельности;

развитие научно-технической  инфраструктуры;

создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики  

создание инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;

формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности; 

использование косвенных  методов государственного регулирования  инновационной деятельности.

Система государственного регулирования инновационной и  инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.

Информация о работе Анализ инвестиционной среды Казахстана