Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью моей работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
Значение инвестиций для экономики Казахстана
Анализ инвестиционного климата РК
Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК
Структура курсовой работы состоит:
Введение
1 Понятие инвестиций и его роль в экономике РК
2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
3 Перспективы инвестирования в РК
Заключение
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны…………….. 5
1.1. Понятие инвестиций
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК
Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала
в РК………………………………………………………………………………….18
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК
Глава 3 Перспективы инвестирования в РК…………………………………. 55
3.1 Инвестиционный климат РК
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК
Заключение…………………………………………………………………………62
Список используемо литературы ……………………………………………….64
Только один пример. Как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 2001 года Казахстан имеет совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. "Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас - 8,5 процента". Напомним, что в России единая ставка подоходного налога составляет 13%, а средний уровень зарплаты в России ниже, чем в Казахстане. Кроме того, с 1 июля этого года НДС снижен с 20% до 16%, а налог на прибыль сокращен с 26% до 21%.
В своей инвестиционной политике Казахстан ориентирован на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Именно поэтому доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана более чем в три раза выше, нежели в России./Графики 2.6, 2.8/
У инвестиционного климата Казахстана есть свои особенности, значительно отличающиеся от российских. Знать об этом полезно тем, кто рассчитывает на скорую либерализацию региональной политики в республике.
В России существует закономерность: чем выше потенциал региона, тем, как правило, ниже риск. В Казахстане же увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков. Если в России коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов составляет 0,41, то в Казахстане он прямо противоположен - -0,39. А если не учитывать Алма-Ату, которая по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65./График 2.9/
Разный характер формирования инвестиционного климата можно объяснить, во-первых, различной ролью государства в инвестиционном процессе. В Казахстане государство более целенаправленно проводит политику создания благоприятных условий для инвесторов в экономически менее развитых регионах.
Во-вторых, важную роль играют различия в экономической структуре регионов России и Казахстана. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алма-Ате. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска. (В России аналогичная ситуация складывается в Красноярском крае, Челябинской и Оренбургской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.)
Распределение регионов Казахстана по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности с учетом инвестиционного потенциала и риска приведено в Таблице 2.1.
Таблица 2.1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана в 1999-2000 гг.
Рейтинг инвестиционной привлекательности |
Рейтинг потенциала |
Рейтинг риска |
Регион |
1 |
1 |
2 |
г. Алма-Ата |
2 |
8 |
1 |
г. Астана |
3 |
7 |
5 |
Южно-Казахстанская обл. |
4 |
4 |
11 |
Павлодарская обл. |
5 |
2 |
15 |
Карагандинская обл. |
6 |
10 |
7 |
Актюбинская обл. |
7 |
13 |
4 |
Северо-Казахстанская обл. |
8 |
5 |
13 |
Костанайская обл. |
9 |
6 |
12 |
Атырауская обл. |
10 |
3 |
16 |
Восточно-Казахстанская обл. |
11 |
16 |
3 |
Кызылординская обл. |
12 |
14 |
6 |
Мангистауская обл. |
13 |
11 |
10 |
Жамбыльская обл. |
14 |
12 |
9 |
Акмолинская обл. |
15 |
9 |
14 |
Алма-Атинская обл. |
16 |
15 |
8 |
Западно-Казахстанская обл. |
Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах. Найти "инвестиционный оптимум" (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана, представленное на Графике 2.9.
Кроме Алма-Аты, обладающей
особо благоприятным
В первую группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона - Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь прежде всего путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область - 47,7%, Восточно-Казахстанская - 10,4%).
Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица - Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алма-Ату. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением.
Остальные регионы группы
специализируются в основном на сельском
хозяйстве и добывающей промышленности.
Поэтому улучшение
Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алма-Атинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алма-Атой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.
Поскольку Казахстан является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и примерно одинаковы во всех регионах. Следовательно, межрегиональные различия в уровне инвестиционного риска не столь существенны, как в России. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности регионов Казахстана основное внимание мы уделили инвестиционному потенциалу.
Наиболее привлекательной для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая промышленность и достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы.
Алма-Ата, несмотря на потерю своего столичного статуса, остается непререкаемым лидером по инвестиционному потенциалу. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что прекрасные финансовые показатели Алма-Аты во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Эти в известном смысле "виртуальные", или "офисные", инвестиции сейчас начинают медленно перетекать в новую столицу - Астану.
Следующую группу составляют ресурсно обеспеченные и наиболее промышленно развитые крупные области - Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская - базой цветной металлургии республики. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской - Семипалатинская.
Далее со значительным, почти двухкратным, отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Казахстану): угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.
У близкой по инвестиционному потенциалу Костанайской области высокий ресурсно-сырьевой потенциал. Здесь добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. В Атырауской области сосредоточена большая часть нефтедобычи и производства серы, а в наиболее населенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке.
Первую половину рейтинга
замыкает Астана. По численности населения
она занимает предпоследнее место
(на последнем Мангистауская
У Акмолинской области неплохой инфраструктурный и инновационный потенциал, у Алма-Атинской - трудовой, а у Северо-Казахстанской - инфраструктурный, кроме того, она занимает пятое место в республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбыльской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской - вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.
Распределение регионов по некоторым индикативным показателям, использованным при расчете потенциала, приведено в таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.7.
Таблица 2.2 Качество трудовых ресурсов (трудовой потенциал)
Рейтинг инвестиционной привлекательности в 1999-2000 гг. |
Регион |
Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятых (по переписи населения 1999 г., %) |
8 |
г. Астана |
54,8 |
1 |
г. Алма-Ата |
54,8 |
2 |
Карагандинская обл. |
39,0 |
4 |
Павлодарская обл. |
38,7 |
5 |
Костанайская обл. |
36,8 |
6 |
Атырауская обл. |
36,3 |
14 |
Мангистауская обл. |
36,0 |
3 |
Восточно-Казахстанская обл. |
35,2 |
10 |
Актюбинская обл. |
34,7 |
12 |
Акмолинская обл. |
33,3 |
11 |
Жамбыльская обл. |
33,1 |
13 |
Северо-Казахстанская обл. |
32,4 |
15 |
Западно-Казахстанская обл. |
32,4 |
7 |
Южно-Казахстанская обл. |
30,9 |
9 |
Алма-Атинская обл. |
30,6 |
16 |
Кызылординская обл. |
30,1 |