Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Поэтому и важно знать природу финансов, их сущность.
Цель курсовой работы – проанализировать и дать оценку основным современным концепциям сущности финансов.
Введение
Глава 1. Исторический подход к сущности финансов
Глава 2.Современные концепции сущности финансов второй половины 20 века
2.1 Концепция монетаризма
2.2 Концепция неолиберализма
2.3 Концепция экономики предложения
2.4 Сравнительная таблица рассмотренных концепций
Глава 3. Современные концепции сущности финансов во взаимосвязи с процессом воспроизводства.
3.1 Распределительная концепция
3.2 Воспроизводственная концепция
3.3 Дискуссионные вопросы распределительной и воспроизводственной концепций
3.4 Сравнительная таблица рассмотренных концепций
Заключение
Список использованной литературы
Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов.
Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, сторонники данной концепции переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. В этом смысле они расходятся и с монетаристами, в концепции которых есть положение о необходимости формирования спроса государством за счёт бюджета [5]. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции сторонники теории предложения видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции.
Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной «если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства» [7]. Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности — частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что сторонники этой концепции все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме. Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены. Оно допускается на основе всемерного оживления рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешающих деятельности крупного бизнеса. В этом прослеживается близость с позицией неолибералов. Как утверждает А. Лаффер, «теория предложения — это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах» [7]. Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма — вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения.
Большое место в работах авторов экономики предложения занимает проблема инфляции. Они во многом воспринимают монетаристское толкование этого явления: преувеличивают роль денег в функционировании хозяйства, исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. В соответствии с этим теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.
Сторонники теории предложения ориентируются на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм. Основным препятствием называют систему налогообложения, высокие налоговые ставки. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. В отличие от кейнсианцев, сторонники экономики предложения по-иному относятся к сбережениям. Они исходят из того, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс, являясь источником наращивания инвестиций и повышения темпа динамического равновесия, как пишет Л. Лаффер, люди «сберегают для того, чтобы получить доходы от сбережений».
Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов. Такие меры рассматриваются как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных условий для поддержания деловой активности на основе неограниченного рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного темпа экономического роста.
Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на «эффект Лаффера», базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов. Согласно построению Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых ставок. Затем он замедляется, а при достижении критической отметки начинает снижаться. Если налоги поглощают всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений налогов в казну. Иллюстрируя действие механизма «эффекта Лаффера», сторонники экономической теории предложения настоятельно рекомендовали администрации США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.
Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной политике» [7]. Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет «отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом». Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты.
По рекомендациям монетаристов и сторонников экономики предложения американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику и обеспечить равновесие федерального бюджета. Но если рекомендации по устранению препятствий свободному предпринимательству, развязыванию рыночных сил способствовали оживлению экономической конъюнктуры после спада на рубеже 80-х годов, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике.
Таким образом, экономическая теория предложения сочетает в себе идеи различных школ, главным образом – монетаристов и неолибералов. Данная концепция ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Все эти положения имеют место в концепции монетаристов и неолибералов. Но, в отличие от монетаристов, авторы «теории предложения» ориентируют не на формирование спроса, а, скорее, на предложение ресурсов; в отличие от неолибералов – не абсолютизируют понятие частной собственности.
Другими словами, главную роль в установлении уровня цен играет количество денег в обращении. К этому сводится основное содержание количественной теории денег, согласно которой уровень цен в конечном счете определяется количеством денег в обращении, или уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.
2.4 Сравнительная таблица рассмотренных концепций
Показатели | Концепция монетаризма | Концепция неолиберализма | Концепция экономики предложения |
Рыночное равновесие | рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие | Вместо понятия экономического равновесия Хаек использует некоторое приближение к экономическому равновесию, называемое порядком. Для поддержания порядка особенно важно два правила: отказ от присвоения чужой собственности; выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в плановой экономике( Мизес)
| рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена |
Роль государства в экономике | Ограничение государственного вмешательства, в связи со следующими причинами: государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; государство способно создавать спрос, управлять совокупным спросом за счёт налогов, займов, эмиссии, но государство не может увеличить товарное предложение; против протекционистских мер в области внешней торговли и валюты. Защита рынка с утилитарных позиций | должна быть сведена к минимуму, главную и, по сути, единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции. Защита рынка с идеологических и нравственных позиций. | роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов |
Взаимосвязь с практикой и исследования финансовой сферы. Рассмотрение различных экономических показателей | перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в кредитно-денежную сферу | рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; отстаивание приоритетного значения свободы субъектов экономической деятельности.
| В основе- предложение капиталов и рабочей силы
использования бюджетных и кредитно-денежных методов воздействия на экономический процесс
. |
Спрос на деньги | Необходимость формирования спроса государством за счёт бюджета Спрос на деньги определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства. относительно стабилен. На денежный спрос помимо доходов влияют: уровень цен (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок. | Отрицают необходимость формирования спроса государством за счёт бюджета.
|
|
Предложение денег | определяется размерами денежной эмиссии, кредитами коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг.
Это существенный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен.
Изменение предложения денег влияет на величину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложения денег, приводит к серьезной депрессии.
| Уровень цен в экономике существенно зависит от предложения денег (монет, банкнот и чеков), и каждому значительному повышению уровня цен предшествует значительное изменение в темпе роста предложения денег.
|
|
Цены | Фунцкии: информационная, стимулирующаая и распределительная | Является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Против контроля над ценами | Совершенствование механизма цен необходимо для экономического процветания.
устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. |
Денежная масса | не только наличные деньги (банкноты и монеты), но и все депозиты коммерческих банков — как до востребования, так и срочные. При этом положительно относятся к доктрине постоянной денежной массы, хотя находит подобное решение «слишком радикальным».
долгосрочная инфляция может быть преодолена только с помощью ограничения предложения денежной массы | против низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики
| рост денежной массы также дает импульс инфляционному процессу.
долгосрочная инфляция может быть преодолена только с помощью ограничения предложения денежной массы
не верят в возможность жесткого контроля за денежной массой через наличие многих альтернативных форм финансовых активов, которые выполняют функции денег |
Роль денег | исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен.
| Деньги следует считать обычным коммерческим товаром, и они должны выпускаться частными эмитентами (коммерческими банками)-Хайек
деньги служат: · главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени; · единственной причиной изменения номинального дохода в длительные периоды времени. -Фридман
| преувеличивают роль денег в функционировании хозяйства, исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. |
Частная собственность | Частная собственность изначально стабильна и должна с помощью устойчивых правил финансовой политики противостоять (произвольным) решениям правительств как главному источнику нестабильности в экономике | Является «необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния», а ее социальная функция заключается в том, что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей | главный стимул хозяйственной деятельности — частная инициатива. стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Не абсолютизируют понятие частной собственности.
Защита частной собственности приведет в экономическому процветанию общества |
Инфляция | исключительно денежное явление. В основе ее развития лежат изменения в соответствии между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них.
| в условиях инфляции в выигрыше оказываются те социальные группы, к которым раньше всего поступают денежные потоки, а все остальные – в проигрыше. Результатом является перераспределение имущества и доходов в пользу тех, кто «умеет опережать других повышением цен на товары и труд». | не только не существует противоречия между целями борьбы с инфляцией и стимулирования экономического роста, но достижение этих целей возможно с помощью одного и того же инструмента — снижения налогов
для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров.
предусмотрение мер антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.
|
Гос расходы | за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политике (снижение налогов); обеспечение стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону.
| Расходы государства на социальные потребности должны быть целеустремленными, то есть должны отвечать двум требованиям — социального выравнивания и стимулирования инициативы.
против расширительной денежной политики с целью финансирования государственных расходов (Хайек) | Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция провоцируются прежде всего ростом государственных расходов.
|
Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов