Анализ формирования бюджета Союза Белоруссии и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

2 апреля 1996 года между Россией и Белоруссией был подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии.
При создании данного сообщества стороны основывались на исторически сложившейся общности судеб народов, на положениях Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года, опиралось на их волю к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского (1995 года) референдума в Республике Беларусь и в октябрьских (1995 года) решениях палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

История создания Союзного ……..……………………………………………….3
Бюджет Союзного Государства …………...……………………………………...6
Вывод…………..…………

Работа содержит 1 файл

Лильке.docx

— 122.62 Кб (Скачать)

содействие  обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

При создании союза Российская Федерация  и Республика Беларусь, исходили из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опирались  на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального  и экономического прогресса, действовали  в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными  принципами и нормами международного права, основывались на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивали его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

В 1998 года 62 процента жителей Минска выступали  за независимость Белоруссии и сотрудничество с Россией. За сотрудничество с западными  странами высказались 34,8 процента опрошенных. За экономический союз России и Белоруссии выступали 58.4 процента респондентов. За восстановление созданной при социализме социальной защиты населения – 52 процента1.

 

    1. БЮДЖЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Бюджетное устройство Союза Беларуси и России определяется Договором об образовании  Союза от 2 апреля 1996 года и устанавливается  Высшим Советом Союза в соответствии с национальными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Доходы  бюджета Союза Беларуси и России формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  государств-участников Союза и образуются за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. Доходы бюджета могут  формироваться также за счет установления фиксированного процента отчислений от расходов бюджета Республики Беларусь и федерального бюджета на очередной  финансовый год.

К налоговым доходам относятся  налоги и сборы, а также пени и  штрафы, предусмотренные в налоговых  законодательствах государств-участников Союза.

К неналоговым доходам относятся:

доходы  от использования имущества, находящегося в собственности Союза Беларуси и России;

доходы, поступающие от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Союза  Беларуси и России;

доходы  в виде финансовой помощи, получаемых от иных бюджетов государств-участников Союза;

другие  неналоговые доходы.

Доходы  от использования имущества.

1. В доходы бюджета Союза Беларуси  и России зачисляются:

средства, полученные в виде арендной платы, либо иной платы, полученной за сдачу во временное владение и пользование  имуществом, находящимся в собственности  Союза;

средства, получаемые в форме процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в собственности Союза под  залог, в доверительное управление;

средства  от возврата кредитов, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, в т.ч. средства, полученные от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями кредитов, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд в качестве обеспечения гарантий, предоставленных из бюджета Союза средств;

доходы  в виде процентов от доли в уставном капитале товариществ или хозяйственных  обществ или дивидендов по акциям, принадлежащих Союзу Беларуси и  России;

другие, предусмотренные законодательствами государств-участников Союза применительно  к государственной собственности, доходы от управления имуществом, находящегося в собственности Союза.

  1. В доходы бюджета Союза Беларуси и России помимо выше перечисленных учитываются:

доходы  банка Союза (единого эмиссионного центра);

доходы  от внешнеэкономической деятельности государств-участников Союза, устанавливаемые  ежегодно в соответствии с законами о национальных бюджетах.

Финансовая  помощь бюджета Республики Беларусь, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  или иного бюджета Республики Беларусь и (или) Российской Федерации  в форме дотаций, субвенций или  субсидии, либо иной безвозмездной  передачи средств, а также передачи бюджетных средств на возвратной основе подлежат учету в качестве дохода бюджета Союза.

В доходы бюджета Союза могут зачисляться  любые нелегальные безвозмездные  перечисления, включая перечисления бюджетов всех уровней государств-участников Союза, бюджетов государственных целевых  фондов Российской Федерации и Республики Беларусь и наднациональных организаций  для финансирования расходов, определяемых бюджетом Союза на очередной финансовый год, принятым в соответствии с порядком, установленным Уставом Союза  Беларуси и России.

Доходы  бюджета Союза формируются за счет следующих налогов и сборов, предусмотренных налоговым и  таможенным законодательством государств-участников Союза в размерах и суммах, устанавливаемых  межгосударственными соглашениями:

таможенных  пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей за товары (работы, услуги), ввозимые на таможенную территорию Союза, а также  на драгоценные металлы и драгоценные  камни, отпускаемые из Фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней Союза;

акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Союза;

подоходного налога с физических лиц.

Расходы бюджета Союза Беларуси и России в соответствии с Уставом Союза  и устанавливаются соответствующими органами Союза.

Исключительно из бюджета Союза финансируются  следующие виды расходов:

обеспечение безопасности и обороны Союза;

обеспечение деятельности пограничных органов  Союза;

обеспечение деятельности таможенных органов Союза;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

ликвидация  последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

обеспечение охраны окружающей среды и природных  ресурсов;

обеспечение деятельности средств массовой информации Союза;

осуществление международной деятельности в интересах  Союза;

исследование  и использование космического пространства;

пополнение  запасов драгоценных металлов и  камней Союза;

содержание  учреждений, находящихся в собственности  Союза;

обеспечение реализации решений органов Союза;

проведение  выборов и референдумов Союза;

официальный статистический учет;

прочие  расходы.

Совместно за счет средств национальных бюджетов государств-участников Союза и бюджета  Союза Беларуси и России финансируются  следующие расходы:

поддержка промышленности, энергетики, строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, связи  и дорожного хозяйства;

поддержка атомной энергетики;

обеспечение правоохранительной деятельности (за исключением таможенных и пограничных  органов Союза);

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные  работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение гидрометеорологической деятельности;

развитие  рыночной инфраструктуры;

прочие  расходы.

Таким образом, в экономическом аспекте  бюджет представляет собой реальный экономический инструмент разработки и реализации совместной научно-технической  и промышленной политики государств-участников Союза, а также позволяет решить задачу оптимизации по заданным критериям  финансовых вложений на разработку и  реализацию экономических межгосударственных программ.

 

Рассмотрим  доходы и расходы союзного бюджета  на 2012 год:

 

 

 

Доходы  бюджета формируются за счет согласованных  отчислений государств-участников, в  том числе Российской Федерации  в сумме 3,167 миллиарда рублей, Белоруссии - в сумме 1,705 миллиарда рублей. Общий  объем бюджета на 2012 год сохранен на уровне текущего года.

 

 

 

 

 

3. ВЫВОД

Договор 1999 г. о создании Союзного государства  практически не выводил взаимоотношения  двух стран на новый качественный уровень. Договор не предусматривал быстрого, глубокого и действительного  воссоединения двух государств. По форме и содержанию он не мог претендовать на роль документа конституционного звучания, более того, это был  уникальный межгосударственный акт, который  не претендовал на статус источника  права, на приоритетность по отношению  к национальным законодательствам  РФ и РБ, а был нормативным документом (modus vivendi) непрямого действия.

Договор о  создании российско-белорусского Союзного государства изначально не мог быть осуществлен, поскольку принципы интеграции, положенные в его основу, подобное объединение двух остающихся суверенными  и независимыми государств делали не реальным. Поверка на практике это  очень скоро выявила, но правящие классы стран-участниц СГ не только не проявляли политической воли по необходимой  корректировке союзной программы, но, порой, достигали согласия в мерах  по намеренному торможению процесса интеграции в ключевых пунктах. Наиболее ярко эта тенденция была заметна  по вопросу избрания Палаты представителей Союзного парламента и подготовке проекта  Конституционного акта.

Нельзя забывать и того, что сам Договор в  юридическом отношении не носил, по сути, статус международного правового  документа, поскольку в ст. 4.п.2, 6. п.1 и 61 закреплялось главенство национальных конституций (в которых до сих  пор отсутствует упоминание о  Союзном государстве), законодательных  актов и систем управления. К тому же программа действий по поэтапной  реализации положений Договора, предусмотренная  в ст. 63, не возлагала абсолютно  никакой ответственности сторон за её неисполнение ни в целом, ни по конкретным направлениям.

Самое главное - заложенные в Договоре принципы «суверенного равенства государств-участников», принятия решений на высшем уровне по формуле 1 + 1 и добровольности выполнения взаимных обязательств (ст.3. п.1) при значительном фактическом неравенстве политического, военно-стратегического и экономического потенциалов привели к упорному отстаиванию союзниками своих сугубо узко понимаемых национальных интересов, полномочий и преимуществ.

Причина и  в том, и в другом случае одна, - обе конституции предусматривают  чрезвычайно широкие полномочия президентам двух стран, делиться которыми с некими союзными институтами они  оказались не готовыми. Таким образом, интеграция, начавшаяся как движение народов России и Беларуси навстречу  друг другу, рожденная творчеством  «низов», превратилась не только в чисто  «верхушечное» явление, но и закономерно  зашла в тупик из-за политических амбиций властных элит. Национальные интересы в расчет не принимались. Абсолютно  все важные решения в контексте  интеграции двух стран принимались  первыми лицами в режиме канцелярской тайны.

Не способствовали развитию интеграционных усилий двух стран и международные акторы. Вашингтон и Брюссель были все время озабочены созданием нового восточноевропейского буфера, нового издания «санитарного кордона», способного нейтрализовать международную активность России, снизить ее влияние на европейскую и мировую политику, создать угрозу национальной безопасности. В этом ключе главные роли отводятся Прибалтике и Украине, но при непременном разрушении интеграционной связки Беларуси с Россией.  
Евросоюз включил Белоруссию в свою программу «Восточное партнерство (вместе с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной). Данная программа предусматривает повышение уровня политического взаимодействия ЕС с государствами-членами, постепенную их интеграцию в экономику Евросоюза, упрощение визового режима и поездок граждан, совместные меры по усилению энергетической безопасности и увеличение финансовой помощи. Председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу дал определенный ориентир постсоветским странам, вошедшим в «Восточное партнерство» указав, что ЕС против «сфер влияния» России, поскольку они противоречат принципам независимости и суверенитета. Руководство Евросоюза в обмен на включение Беларуси в «Восточное партнерство» дало понять, что ждет от Минска не только непризнания Южной Осетии и Абхазии, но и в перспективе признания суверенитета и независимости Косово. 
 
Белорусское государственно-политическое руководство приняло условия ЕС и считает, что в случае полной реализации программы ВП станет возможным в среднесрочной перспективе перейти на безвизовый режим, выйти на общий внутренний рынок ЕС, а в более отдаленном будущем - заключить соглашение с ЕС об ассоциированном членстве. Белорусская сторона официально заявила, что политика Восточного партнерства во многом созвучна интересам Беларуси, которая заинтересована в расширенном сотрудничестве по взаимовыгодным направлениям.

Несомненным успехом является то, что России и Беларуси удалось создать прообраз уникального в мировой практике межгосударственного объединения - Союзное государство. К числу  бесспорных достижений можно отнести  создание определенного экономического фундамента, на котором в будущем  возможно создание единого российско-белорусского государства. Между Россией и  Беларусью отсутствуют границы, таможенные барьеры, граждане двух стран  в равной степени пользуются свободой передвижения и правом выбора места  жительства. Не менее значимым является и то, что сформирована первоначальная правовая основа обеспечения социального  равенства белорусов и россиян - на трудоустройство, оплату труда, получение  образования, медицинскую помощь.

Информация о работе Анализ формирования бюджета Союза Белоруссии и Российской Федерации