Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и оценить финансово – хозяйственную деятельность предприятия. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: изучение сущности, показатели и методы финансовых результатов предприятия; факторы, влияющие на прибыль и убытки; раскрытие информационной базы анализа финансовых результатов; анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «ИНРУСИНВЕСТ». Предмет исследования - открытое акционерное общество «ИНРУСИНВЕСТ». Объектом анализа является финансовые результаты предприятия.
Введение 6
1 Теоретические основы управления финансовыми результатами предприятия 9
1.1 Понятие финансовых результатов 9
1.2 Показатели и методы оценки финансовых результатов деятельности предприятия 16
1.3 Факторы, влияющие на формирование прибылей и убытков 19
1.4 Информационная база анализа финансовых результатов 23
2 Динамика и анализ прибыли и рентабельности предприятия 28
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 28
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж 30
2.3 Анализ коэффициентов рентабельности 34
Заключение 36
Список используемой литературы 40
Таблица 4 - Факторный анализ прибыли от продаж предприятия ОАО «ИНРУСИНВЕСТ»
Показатели |
По базису |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчёту |
Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Выручка (нетто) от
продаж товаров, продукции, |
114218 |
121254 |
286389 |
231489 |
2 Полная себестоимость продаж товаров, работ, услуг |
11700 |
12540 |
131076 |
128745 |
3 Прибыль (убыток) от продаж |
62178 |
64547 |
91856 |
89527 |
Фактор 1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (дельта P1)
Изменение отпускных цен на продукцию определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). На нашем предприятии она составляет 165135 тыс.руб. (286389-121254) и отражает рост цен в результате инфляции.
Фактор 2. Расчет влияния на прибыль изменений объема продукции (дельта P2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости). Для расчета влияния данного фактора исчисляется коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости, который составит
K1N=12540/11700=1,072.
После этого базисную прибыль корректируют на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:
62178*1,072-62178= 4476,82 тыс.руб;
Фактор 3. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (дельта P3). Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема продаж в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема продаж продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах:
62178*(121254/114218-12540/
Фактор 4. Расчет влияния на прибыль в экономии от снижения себестоимости продукции (дельта P4). Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленный без учета изменения договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.
12540-128745= -116205 тыс.руб.
Фактор 5. Расчет влияния
на прибыль изменений
11700*1,062-12540= -114,6 тыс.руб.
Фактор 6. Расчет влияния на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (дельта P6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции:
128745-131076= -2331 тыс.руб.
165135+4476,82-621,78-116205-
Результаты анализа представлены ниже в таблице 4.
Таблица 5 – Результаты факторного анализ прибыли от продаж
Показатели |
Тыс. руб |
Отклонение прибыли в том числе за счёт: |
50339,44 |
1.изменения отпускных цен на продукцию |
165135 |
2. изменения объема реализации продукции |
4476,82 |
3. изменения структуры продукции |
-621,78 |
4. снижения уровня затрат (режима экономии) |
-116205 |
5. изменения структуры затрат |
-114,6 |
6. изменения цен на материалы и тарифов |
-2331 |
Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только на 8,89% (4476,82:50339,44). Наблюдается также снижение затрат на 116205.
В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль уменьшилась на 2331 тыс. руб.
2.3 Анализ коэффициентов рентабельности
Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках) с помощью аналитической таблицы 4.
Таблица 6 - Динамика коэффициентов рентабельности
Показатели |
2009 |
2010 |
Изменение (+/-) |
Исходные данные, тыс. руб. | |||
1. Выручка (нетто) от продажи продукции |
114218 |
286389 |
+172171 |
2. Себестоимость реализованной продукции |
11700 |
131076 |
+119376 |
3. Прибыль от продажи продукции |
62178 |
91856 |
+29678 |
5. Прибыль до налогообложения |
1749 |
515 |
-1234 |
6. Чистая прибыль |
1399 |
412 |
-987 |
Коэффициенты рентабельности | |||
7. Рентабельность продукции или рентабельность затрат, % |
531,4 (62178/11700*100) |
70,08 (91856/131076*100) |
-461,32 |
8. Рентабельность продаж ,% |
54,44 (62178/114218*100) |
32,07 (91856/286389*100) |
-22,37 |
9. Рентабельность активов, % |
0,098 (1399/1434643*100) |
0,029 (412/1434643*100) |
-0,069 |
10. Рентабельность внеоборотных активов, % |
0,2 (1399/695715,5*100) |
0,059 (412/695715,5*100) |
-0,141 |
11. Рентабельность собственного капитала, % |
2,7 (1399/51085*100) |
0,8 (412/51085*100) |
-1,9 |
В целом по предприятию
наблюдается ухудшение в
Рентабельность затрат составляет 70,08% на конец года. Рентабельность затрат снижается следовательно уровень расходов увеличивается. Это оценивается отрицательно.
Рентабельность собственного капитала понизилась за отчетный период на 1,9%. Также снизилась рентабельность продаж на 22,37%. Уменьшение рентабельности продаж может означать уменьшение спроса на продукцию, понижение ее конкурентоспособности.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние факторы, формирующие прибыль предприятия: объем выпуска, цена, качество и структура продукции, затраты на производство и реализацию продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый результат – главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития предприятия. Последние получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, услуг, а так же от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и.т.д.
На формирование и использование прибыли влияет множество факторов: объем реализации продукции, себестоимость продукции и условия ее формирования, система налогообложения и ряд других. Именно формирование и использование прибыли является одним из основных объектов управления для финансового менеджера.
В системе показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, ведущее место занимают показатели рентабельности. Расчет показателей рентабельности основан на соотнесении величины полученной прибыли с размерами выручки, активов, собственного капитала и других показателей. Исходя из этого, выделяют такие виды рентабельности, как рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и рентабельность внеоборотных активов.
В данной работе проводился анализ показателей рентабельности на основе данных бухгалтерской отчетности – Отчёт о прибыли и убытках и бухгалтерский баланс ОАО «ИНРУСИНВЕСТ».
По результатам горизонтального анализа видно, что выручка от реализации растет быстрее, чем прибыль от реализации, что свидетельствует об увеличении затрат на производство (1193760).
Чистая и бухгалтерская прибыль уменьшилась по сравнению с прибылью от продаж. Это свидетельствует о нерациональном использовании механизма налогообложения. Уменьшение общей суммы прибыли на 70,55 обусловлен уменьшением бухгалтерской прибыли на 70,55, увеличением процентов к уплате на 21,72 и уменьшением прочих доходов на 67,22.
Основную долю в прибыли до налогооблажения составляет чистая прибыль (в 2009 и 2010 г. по 80%). Текущий налог на прибыль составляет по 20%.
По результатам факторного анализа, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только на 8,89% (4476,82:50339,44). Наблюдается также снижение затрат на 116205. В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль уменьшилась на 2331 тыс. руб.
В целом по предприятию наблюдается ухудшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном году прибыли меньше, чем в предыдущем периоде. Так же уменьшилась рентабельность внеоборотных активов на 0,141% и рентабельность оборотных активов на 0,069% по сравнению с предыдущим годом. Рентабельность затрат составляет 70,08% на конец года. Рентабельность затрат снижается следовательно уровень расходов увеличивается. Это оценивается отрицательно. Рентабельность собственного капитала понизилась за отчетный период на 1,9%. Также снизилась рентабельность продаж на 22,37%. Уменьшение рентабельности продаж может означать уменьшение спроса на продукцию, понижение ее конкурентоспособности.
Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на снижение налогооблагаемой прибыли оказало уменьшение прибыли от продаж (95,2%). Положительное влияние на величину прибыли вызвано увеличением прочих доходов (67,8%), а отрицательное – увеличение прочих расходов (12,8).
Основную долю в прибыли до налогооблажения составляет чистая прибыль (79,7% в 2009 г и 76,4% в 2010г). Текущий налог на прибыль составляет меньшую часть (20,3 в 2009г и 23,6 в 2010г).
В отчетном году по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась доля прибыли от продажи продукции. Отрицательной оценки заслуживает увеличение доли прочих. Доля прочих доходов выросла (128,26%).
Сальдо прочих операционных доходов и расходов имеет отрицательное значение: в предыдущем периоде – 9 тыс. руб., в отчетном периоде – 509 тыс. руб., доля их соответственно составила 0,5% (9/ 1689 * 100) и 50,3% (509 / 1010 * 100).
В целом по предприятию
наблюдается ухудшение в
Рентабельность собственного капитала понизилась за отчетный период на 30,9 процентных пункта. Также снизилась рентабельность продаж на 7,91 %. Причиной негативных сдвигов в уровне рентабельности стали замедляющие темпы роста прибыли, полученной от результатов чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Уменьшение рентабельности продаж может означать уменьшение спроса на продукцию, понижение ее конкурентоспособности.
На основании проведенного анализа деятельность ОАО «ИНРУСИНВЕСТ» можно считать не достаточно успешной и эффективной.
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы