Анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и оценить финансово – хозяйственную деятельность предприятия. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: изучение сущности, показатели и методы финансовых результатов предприятия; факторы, влияющие на прибыль и убытки; раскрытие информационной базы анализа финансовых результатов; анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «ИНРУСИНВЕСТ». Предмет исследования - открытое акционерное общество «ИНРУСИНВЕСТ». Объектом анализа является финансовые результаты предприятия.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы управления финансовыми результатами предприятия 9
1.1 Понятие финансовых результатов 9
1.2 Показатели и методы оценки финансовых результатов деятельности предприятия 16
1.3 Факторы, влияющие на формирование прибылей и убытков 19
1.4 Информационная база анализа финансовых результатов 23
2 Динамика и анализ прибыли и рентабельности предприятия 28
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 28
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж 30
2.3 Анализ коэффициентов рентабельности 34
Заключение 36
Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

          Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития предприятия. Последние получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, услуг, а так же от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и.т.д.

           Прибыль – часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятия, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с показателями использования и реализации продукции.

          Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.

         Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

          Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств, в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

          Величина прибыли, и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели, характеризуют все стороны хозяйствования.

          Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

          Основные задачи анализа финансовых результатов, по общему мнению, состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности.

 

         Решение этих задач достигается с помощью ряда аналитических действий. В их составе:

  • оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг);
  • рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых за счет балансовой прибыли;
  • определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выполнение факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства;
  • выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов;
  • выявление резервов повышения рентабельности.

 

           С целью выполнения этих задач проводится: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение её динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение её структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции; определение факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства, выявление резервов повышения рентабельности.

          Представление об эффективности работы любого предприятия даёт финансовая отчётность. Финансовая отчётность – это совокупность форм отчётности, составленных на основе данных бухгалтерского учёта. Финансовая отчётность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платёжеспособность фирмы, и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений (например, целесообразность предоставления или продления кредита, надёжность деловых связей). Финансовая отчётность должна удовлетворять требованиям внешних и внутренних пользователей.

          По данным отчётности определяют потребности в финансовых ресурсах, оценивают эффективность структуры капитала, прогнозируют финансовые результаты деятельности предприятия, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовой деятельностью. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», где отражается нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного года, №2 «Отчёт о прибылях и убытках». А также накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток».

          Цель анализа – определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.

          Если толковать суть финансового анализа упрощенно, он сводится к сравнению значений финансовых показателей с их базисными величинами, к изучению их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться рекомендуемые нормативы, усредненные по временному ряду показатели данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, показатели, рассчитанные по данным отчетности успешных предприятий отрасли.

          Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным относятся прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая прибыл (валовая) прибыль, чистая прибыль.

          Выручка от реализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п.

          Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленную стоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.

          Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовой прибылью. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и не основной деятельности предприятия.

           В балансовую прибыль включают прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, товаров, материальных оборотных средств и других активов. К ней относят также прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств, доходы и потери от валютных курсовых разниц, доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, расходы и потери, связанные с финансовыми операциями, внереализационные доходы (потери).

1.2 Показатели  и методы оценки финансовых  результатов деятельности предприятия

 

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия  являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

Под методом финансового  анализа, в т.ч. и анализа финансовых результатов, понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

На практике существуют следующие основные методы анализа  финансовой отчётности: горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ представляет собой сравнение  каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – это определение структуры  итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – это  сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью  тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ деятельности предприятии.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) предполагает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это  внутрихозяйственный анализ сводных  показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

В круг аналитических  разработок значительно позже вошли  многие математические методы финансового анализа - корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др.

В анализе финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:

  • прибыль от продажи продукции (работ, услуг);
  • прибыль от прочей продажи;
  • прибыль до н6алогообложения;
  • чистая прибыль.

В процессе анализа определяется состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При изучении динамики и выполнения плана показателей прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

На изменение показателей  прибыли влияют различные факторы. К факторам первого порядка относятся изменения:

  1. прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
  2. прибыли от прочей продажи;
  3. внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь, прибыль  от продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

  1. объема проданной продукции;
  2. полной себестоимости проданной продукции;
  3. цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся  к факторам второго порядка показателей  прибыли.

В заключение анализа  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Анализ формирования чистой прибыли включает исследование изменений каждого показателя формирования конечного финансового результата деятельности предприятия за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

Результаты анализа  финансовых результатов служат для  выработки мероприятий, направленных на максимизацию прибыли предприятия.

Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Информация о работе Анализ финансовых результатов