Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования.
С помощью анализа хозяйственной деятельности предприятий вырабатывается модель будущего развития предприятия, обосновываются планы, решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Результатом этого является успешное функциониров

Содержание

Введение 3
Теоретические вопросы анализа затрат 5
Анализ затрат ООО «Завод приборных подшипников» 22
Краткая характеристика ООО «ЗПП» 22
Анализ структуры затрат на ООО «ЗПП» 28
Анализ себестоимости важнейших изделий на ООО «ЗПП» 35
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 40
Анализ прочих доходов и расходов ООО «ЗПП» 42
Рекомендации по снижению затрат на ООО «ЗПП» 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Введение

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу хозяйственной деятельности.docx

— 112.02 Кб (Скачать)

Общая сумма  затрат на производство продукции может  измениться:

- из-за объема  производства продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных  затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных  расходов.

Среди факторов, влияющих на себестоимость отдельных  видов продукции, можно выделить:

- изменение объема  производства продукции;

- изменение постоянных  затрат на весь выпуск продукции;

- изменение переменных  затрат на единицу продукции. 4

Основными показателями затрат на производство и себестоимость  продукции являются:

- общие затраты  на производство (смета затрат  и ее выполнение);

- производственная  себестоимость произведенной продукции;

- производственная  и полная себестоимость выпущенной  продукции;

- полная себестоимость  объема продажи продукции;

- затраты на 1 рубль выпущенной продукции;

- себестоимость  отдельных изделий. 

Показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции  S является основным показателем себестоимости продукции. Он представляет собой себестоимость «обезличенной» единицы продукции.

При анализе  затрат на 1 рубль выпущенной продукции  необходимо учитывать, что на их изменение  оказывают влияние следующие  факторы:

- изменение структуры  и ассортимента выпущенной продукции;

- изменение уровня  затрат на производство отдельных  изделий;

- изменение оптовых  цен на продукцию;

- изменение цен  и тарифов на потребленные  материальные ресурсы.5

Анализ и диагностика  затрат на 1 рубль выпущенной продукции  можно выполнять после того, как  они будут определены по видам, и  после того, как будет определено количественное влияние отдельных  факторов на изменение общего показателя.

При этом существуют зависимости, по которым можно определить:

- Sп – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану;

- Sа – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции;

- Sф – затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции в фактических ценах, действовавших в отчетном периоде;

- Sц – затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане на продукцию;

- Sц.с. – затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане.

Факторы, влияющие на затраты на 1 рубль выпущенной продукции, позволяют определить:

- величину отклонений  в затратах на 1 рубль выпущенной  продукции фактически от плана  Оо;

- величину отклонений  за счет изменения структуры  и ассортимента продукции О S.а.;

- величину отклонений  за счет изменения себестоимости  продукции Ос;

- величину отклонений  за счет изменения оптовых  цен на продукцию Оц;

- величину отклонений  за счет изменения цен на  материла, тарифов на перевозку  Оц.с.

Прежде чем  приступить к анализу показателей  использования материальных ресурсов, необходимо проанализировать структуру  материальных затрат на предприятии. Таким  показателем является материалоемкость (м). Обратная величина материалоемкости – материалоотдача (В), или выход продукции на 1 рубль материальных затрат.

Результат выполнения плана по выпуску продукции складывается под влиянием двух факторов: количества потребленных материалов, соблюдения норм их расхода. Влияние каждого  из этих факторов в отдельности на выпуск продукции определяется по способу  цепных подстановок. В результате влияния  данных факторов можно определить:

- величину изменения  объема выпуска продукции за  счет изменения общей суммы  материальных затрат, потребленных  в производстве ΔМ1;

- величину изменения  объема выпуска продукции за  счет изменения выхода продукции  на 1 тыс.р. материальных затрат (материалоотдачи) ΔМ2.

Известно, что  фактическая величина материальных затрат отклоняется от плановых расчетов в основном за счет влияния следующих  факторов: отклонения от цен, отклонения от норм, отклонения в уровне транспортно-заготовительных  расходов.

Расчет влияния  изменения материальных затрат за счет отклонений от цен и норм расхода  выполняется по следующим зависимостям:

- Оц – величина изменений в затратах материалов за счет отклонений от плановых цен;

- Оп – величина  отклонения в затратах материалов  за счет отклонений от норм  расхода;

- От.з.р. – величина изменения уровня траспортно-заготовительных расходов.

Анализ, расчет и диагностику факторов, влияющих на себестоимость продукции, осуществляют в следующих направлениях:

- определяются  общие затраты на 1 рубль выпущенной  продукции;

- дается общая  оценка себестоимости объема  выпуска и продажи продукции,  затрат на производство по  произведенной продукции;

- анализируются  затраты прямых материальных  и трудовых ресурсов;

- изучаются расходы  по обслуживанию производства  и управлению, специальные расходы;

- анализируются  потери от производственного  брака;

- исследуется  себестоимость отдельных изделий. 

Показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции  можно определить по следующей зависимости:

S = С / М,

где S – величина затрат на 1 рубль выпуска продукции, к.;

С – себестоимость  всего объема выпущенной продукции, тыс.р.;

М – объем  выпущенной продукции, тыс.р.

Затраты на 1 рубль  выпущенной продукции рассчитываются по следующим зависимостям:

Sп = Сп / Мп,

Sа = Сф.п. / Мф.п.,

Sф = Сф / Мф,

Sц = Сф / Мф.п.,

Sц.с. = (Сф ±Цс) / Мф.п.,

где Sп – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану;

Sа - затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции;

Sф - затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции в фактических ценах, действовавших в отчетном периоде;

Sц - затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане на продукцию;

Sц.с. - затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане;

Сп - плановая себестоимость всей выпущенной продукции по плану;

Сф, Сф.п. - себестоимость всей фактически выпущенной продукции, соответственно, по плановой себестоимости отчетного периода и по фактической себестоимости отчетного периода;

Мп, Мф.п., Мф - объем выпущенной продукции в оптовых ценах предприятия, соответственно, по плану, фактически в ценах, принятых в плане, фактически в ценах, действовавших в отчетном году;

Цс - сумма изменений цен на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию и грузовые перевозки.

Анализ изменения  всех затрат на 1 рубль выпущенной продукции  по сравнению с планом производится на основе рассмотрения факторов: изменение  структуры и ассортимента выпущенной продукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменение оптовых цен на продукцию; изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

Влияние вышеперечисленных  факторов на отклонение фактического уровня затрат от планового определяется в следующем порядке:

  1. за счет изменения цен на выпущенную продукцию путем сопоставления затрат на 1 рубль фактически выпущенной продукции в действующих ценах с фактическими затратами в действующих ценах на материальные ресурсы и в ценах, принятых в плане на выпускаемую продукцию:

Оц = Sф – Sц,

где Оц - величина отклонений за счет изменения оптовых цен на продукцию.

  1. за счет изменения цен на материальные ресурсы путем сопоставления фактических затрат на 1 рубль выпущенной продукции в действующих ценах на материальные ресурсы и в ценах, приятых в плане на выпускаемую продукцию, с теми же затратами в ценах, принятых в плане и на материальные ресурсы, и на выпущенную продукцию:

Оц.с. = Sц – Sц.с.,

где Оц.с. - величина отклонений за счет изменения цен на материалы, тарифов на перевозку.

  1. за счет снижения себестоимости (материалоемкости) отдельных выпускаемых изделий путем сопоставления фактических затрат на 1 рубль выпускаемой продукции в ценах плана, с затратами на 1 рубль фактически выпущенной продукции исходя из фактического выпуска и ассортимента и плановой себестоимости:

Ос = Sц.с. – Sа,

где Ос - величина отклонений за счет изменения себестоимости  продукции.

  1. за счет изменения структуры и ассортимента продукции по сравнению с планом путем сопоставления затрат на 1 рубль товарной продукции исходя из фактического выпуска и ассортимента и плановой себестоимости продукции с затратами, предусмотренными по плану:

Оs.а = Sа – Sп,

где Оs.а - величина отклонений за счет изменения структуры и ассортимента продукции.

Общая величина отклонений в затратах на 1 рубль  выпущенной продукции определяется по следующей зависимости:

Оо = Sф – Sп

Необходимость расчета указанных выше факторов вызвана тем, что при планировании уровня затрат невозможно предусмотреть  возникшие в ходе выполнения обязательств по поставкам продукции покупателям  изменения цен по приобретенным  товарно-материальным ценностям, услугам  транспортных организаций по их доставке и транспортировке. У организации  могут также возникнуть непредвиденные расходы по доведению приобретенных  материальных ценностей до состояния, пригодного к использованию.

При диагностике  затрат на 1 рубль выпущенной продукции  вначале надо дать оценку уровня фактических  затрат в сравнении с планом или  с предшествующим периодом в целом. Затем необходимо раскрыть, какое  влияние оказали на изменение  этих затрат вышеперечисленные факторы. Далее показать основные причины  и «виновников» действия каждого  фактора. Следует дать оценку эффективности  деятельности специалистов. При этом надо раскрыть, как помогла или  помешала эффективной работе предприятия  действующая система маркетинга, насколько своевременно откликалась  администрация на изменение конъюнктуры  рынка с тем, чтобы изделия  были конкурентоспособны, или с тем, чтобы «политикой» цен победить конкурирующие предприятия. Анализируя работу службы снабжения, от которого в основном зависят договоры, где  и когда были допущены «недоработки»  снабженцев, которые привели к  росту затрат на производство. 6

Анализ и диагностика  себестоимости всего объема продукции  предприятия начинается с общей  оценки затрат на производство и продажу  продукции в двух направлениях:

- по экономическим  элементам;

- по статьям  калькуляции.

Диагностика себестоимости  по элементам затрат должна отразить характер анализируемого предприятия  по обобщающим показателям, характеризующим  материалоемкость, трудоемкость, уровень  кооперирования, соотношение живого и овеществленного труда. Это  предварительный общеэкономический  анализ.

Анализ структуры  затрат на производство начинается с  определения удельных весов по каждому  элементу затрат и динамики их изменения. Диагностика структуры затрат по элементам позволяет дать оценку рациональности и оптимальности  действующей структуры, а также  сделать вывод о необходимости ее изменения в сторону снижения (или увеличения) материалоемкости или трудоемкости. При этом следует помнить, что отклонения фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают только общие результаты использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они не отражают изменения себестоимости, так как являются следствием изменений в объеме и структуре производства продукции.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия