Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики финансово – кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.
Целью моей курсовой работы является выявление состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ.

Работа содержит 1 файл

Общая .doc

— 586.50 Кб (Скачать)

     2. Человеческое развитие. Вложения  в развитие человека – важная  задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

     Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические  и социальные показатели – численность  населения и отдельных его  категорий (население с различным  уровнем доходов; численность детей  дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами – контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

     3. Научно-технический прогресс. Развитие  техники и технологии ведет  к появлению новых видов общественных  благ и провалов рынка, а  значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

     За  счет государственного бюджета финансируются  такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных  разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

     4. Институциональные и политические  факторы. Государственные расходы  закрепляются в законах, долгосрочных  программах, соглашениях с международными  организациями. Для их пересмотра  в закон о бюджете необходимо  вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

     Государственные организации по своей природе  являются бюрократическими. Они стремятся  укрепить свои позиции, которые в  свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.     Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

     5. Внешние обстоятельства. При возникновении  чрезвычайных ситуаций, таких войны  или природные катаклизмы, роль  государства в регулировании  экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные  расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

     –природой и функциями государства;

     –уровнем социально-экономического развития страны;

     –разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

     –административно-территориальным устройством государства;

     –формами предоставления бюджетных средств и т.п.

     Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития.

     Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

     По  роли в общественном производстве расходы  бюджета делят на:

     1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

     2. расходы на содержание и дальнейшее  развитие непроизводственной сферы  (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

     3. расходы на создание государственных  резервов (затраты на формирование  и обслуживание страховых и  резервных фондов).

     С помощью этих расходов государство  получает инструменты

     Регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. 
 
 
 

 

     

    2. ВЫБЫТИЯ       Форма 0507060 с.3
  Код Код   Приносящая доход  
                             Наименование показателя строки по КОСГУ Бюджетная деятельность деятельность Итого
           
1 2 3 4 5 6
ВЫБЫТИЯ 210   11 179 844 659 064,11 450 850 162 082,47 11 630 694 821 146,58
Выбытия по текущим операциям - всего 220 200 7 714 216 821 224,71 360 321 999 952,35 8 074 538 821 177,06
                       в том числе: 
            за счет оплаты труда и начислений на выплаты  
            по оплате труда
230 210 1 704 594 935 813,12 210 240 813 166,40 1 914 835 748 979,52
                              из них: 
                    за счет заработной платы
231 211 1 498 501 634 760,47 173 850 734 929,28 1 672 352 369 689,75
                   за счет прочих  выплат  232 212 48 738 897 656,70 3 505 782 908,31 52 244 680 565,01
                   за счет начислений на выплаты по оплате  
                   труда
233 213 157 354 403 395,95 32 884 295 328,81 190 238 698 724,76
     за счет приобретения работ,  услуг  240 220 1 074 587 054 960,04 122 011 454 493,93 1 196 598 509 453,97
                              из них: 
                     услуг связи
241 221 33 213 461 427,73 4 025 326 356,38 37 238 787 784,11
                    транспортных услуг 242 222 64 696 494 349,83 4 320 301 538,35 69 016 795 888,18
                   коммунальных услуг 243 223 93 582 655 247,45 17 913 120 693,44 111 495 775 940,89
                   арендной платы  за пользование  имуществом 244 224 16 996 036 771,78 4 406 694 379,54 21 402 731 151,32
                   работ, услуг по  содержанию имущества 245 225 296 873 516 296,92 26 041 390 435,91 322 914 906 732,83
                  прочих работ,  услуг 246 226 569 224 890 866,33 65 304 621 090,31 634 529 511 956,64
      за счет обслуживания долговых  обязательств 250 230 176 155 263 171,14 288 336,02 176 155 551 507,16
                              из них: 
              внутреннего долга
251 231 90 175 626 602,68 288 336,02 90 175 914 938,70
              внешнего долга 252 232 85 979 636 568,46   85 979 636 568,46
       за счет безвозмездных перечислений  
       организациям
260 240 579 351 365 912,33 745 041 634,57 580 096 407 546,90
                                   из них: 
за счет перечислений государственным и муниципальным организациям
261 241 79 922 145 438,30 744 709 831,39 80 666 855 269,69
     за  счет перечислений организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций 262 242 499 429 220 474,03 331 803,18 499 429 552 277,21
                 Форма 0507060 с.4
  Код Код   Приносящая доход  
                             Наименование показателя строки по КОСГУ Бюджетная деятельность деятельность Итого
           
1 2 3 4 5 6
        за счет безвозмездных перечислений  
        бюджетам
270 250 3 660 625 206 831,32 6 080 973,81 3 660 631 287 805,13
                              из них: 
              за счет перечислений другим бюджетам 
              бюджетной системы Российской Федерации
271 251 3 593 443 465 145,50   3 593 443 465 145,50
              за счет перечислений  наднациональным  организа- 
             циям и правительствам иностранных 
              государств
272 252 16 667 452 748,83   16 667 452 748,83
              за счет перечислений  международным  
              организациям
273 253 50 514 288 936,99 6 080 973,81 50 520 369 910,80
        за счет социального обеспечения 280 260 349 533 307 878,58 545 802 541,47 350 079 110 420,05
                                   из них: 
за счет пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения
281 261 154 544,64 131 737,48 286 282,12
     за  счет пособий по социальной помощи населению 282 262 115 293 566 920,00 504 483 892,20 115 798 050 812,20
     за  счет пенсий, пособий, выплачиваемых организациями  сектора государственного управления 283 263 234 239 586 413,94 41 186 911,79 234 280 773 325,73
        за счет прочих расходов 290 290 169 369 686 658,18 26 772 518 806,15 196 142 205 464,33
Выбытия по инвестиционным операциям - всего 310   1 393 662 049 621,38 90 528 162 130,12 1 484 190 211 751,50
             в том числе: 
      на приобретение нефинансовых активов:
320 300 1 393 662 049 621,38 90 528 162 130,12 1 484 190 211 751,50
                              из них: 
            основных средств
321 310 1 042 268 067 209,63 32 133 135 145,92 1 074 401 202 355,55
  Код Код   Приносящая доход  
                             Наименование показателя строки по КОСГУ Бюджетная деятельность деятельность Итого
           
1 2 3 4 5 6
            нематериальных активов 322 320 1 841 986 469,55 118 703 406,88 1 960 689 876,43
            непроизведенных  активов 323 330 918 000 958,89 5 934 535,00 923 935 493,89
            материальных запасов 324 340 348 633 994 983,31 58 270 389 042,32 406 904 384 025,63
Выбытия по финансовым операциям - всего 330   2 071 965 788 218,02   2 071 965 788 218,02
             в том числе: 
     с финансовыми активами:
340 500 1 802 897 236 491,96   1 802 897 236 491,96
                              из них: 
             по приобретению ценных бумаг, кроме акций и  
             иных форм участия в капитале
341 520      
             по приобретению  акций и иных форм участия  
             в капитале
342 530 594 816 904 955,75   594 816 904 955,75
             по предоставлению  бюджетных кредитов 343 540 225 332 409 918,33   225 332 409 918,33
             с иными финансовыми  активами 344 550 982 747 921 617,88   982 747 921 617,88
      на погашение государственного (муниципального) 
      долга
350 800 269 068 551 726,06   269 068 551 726,06
                              из них: 
             на погашение внутреннего долга
351 810 165 589 926 596,78   165 589 926 596,78
             на погашение внешнего  долга 352 820 103 478 625 129,28   103 478 625 129,28
               
    3. ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАТКОВ  СРЕДСТВ          
               
  Код Код   Приносящая доход  
                             Наименование показателя строки по КОСГУ Бюджетная деятельность деятельность Итого
           
1 2 3 4 5 6
Изменение остатков средств  - всего 380   2 028 973 648 185,36 -12 445 074 637,97 2 016 528 573 547,39
             в том числе: 
     поступление денежных средств
381 510 -31 514 323 844 253,65 -607 291 019 466,74 -32 121 614 863 720,39
     выбытие денежных средств 382 610 33 543 297 492 439,01 594 845 944 828,77 34 138 143 437 267,78

 

 
 

     
     

1

     
     
     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Государственный бюджет–важный элемент экономической системы. От его составления зависит финансирование всех сфер  нашей жизни.   Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

     В условиях формирования рыночных отношений  система расходов государственного бюджета Российской Федерации существенно  изменяется. Перестраиваются структура  и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

     Расходы бюджета на сегодняшний день значительны  во всех отношениях. Было отмечено, что  рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета  и увеличивает государственный  долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

     Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты. Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

     Многие  проблемы могут быть разрешены при  уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время  их достаточно большое количество.

     Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

     - закрепление доходных источников  за бюджетами соответствующих  уровней;

     - отработка механизма определения  фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации;

     - определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг  Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2008 г.

2. «Бюджетная система России»: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2009.

3. Литовченко В. П. «Финансы»: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2009.

4. Романовский М.В. «Финансы и кредит»: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайтиздат, 2007 

5. Ковалев В.В. «Финансы и кредит» 

6. Костирко Р.О. «Финансовый анализ». (Учебное пособие)  (Харьков; 2010, 784с.) 

7.  Шевчук В.А., Шевчук Д.А. «Финансы и кредит». (Учебное пособие) (2010, 288с.) 

Информация о работе Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ